I. Константы культуры и искусства данного периода
Феодальная раздробленность на Руси завершается мощной волной монголо-татарского нашествия в 1230–1240-х гг. Неблагоприятная военно-политическая обстановка привела к тому, что на полвека прекращается строительство каменных сооружений, наблюдается упадок ремесленного производства и торговли. Усугублял ситуацию и разрыв связей с Византией.
К концу XIII в. экономическая ситуация улучшается, оживают торговые связи, Русь оправляется от разрушительного нашествия. Активизируются фортификационные работы, возобновляется строительство из камня, формируются новые политические центры — Тверь и Москва.
Художественная жизнь на Руси даже в период завоевания не прекращалась, вероятно, как своеобразная форма сопротивления захватчикам. Характерный вид искусства для XIII в. — не архитектура, а живопись (икона). В этот период русское искусство предоставлено само себе (вне византийского влияния), происходит его «провинциализация». Русь озабочена сохранением самобытности и самостоятельности: отсюда — ориентация в искусстве на памятники предыдущих эпох. В живописи появляются героические образы, образы святых, сосредоточенных и предельно сконцентрированных в духовном плане, нотки патетики.
В XIV в. происходит «новая встреча» Руси с Византией: художники-византийцы (Исайя Гречин, Феофан Грек и др.) приглашаются для работы в Новгород и Москву. Осмысление византийского искусства осуществляется более последовательно и происходит в двух направлениях: экспрессивном и классическом, ориентированном на общевизантийскую художественную традицию. Но русская живопись не утрачивает уникальности, сохраняя присущие только ей качества (массивность форм, яркость цвета, душевную открытость, внутреннюю напряженность). На рубеже XIV–XV вв. формируются новые художественные особенности: искусство Руси тяготеет к гармонии, упорядоченности, длительному созерцанию и размышлению.
Ключевые вопросы, решавшиеся в этот период в искусстве: