По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: lm31551@ya.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru
Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48. E-mail: mail@herzen.spb.ru
Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: ladybug90@yandex.ru

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Статья поступила 22.11.2016 г.

Литература:

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 2. [Электронный ресурс.] URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec02.htm (дата обращения – 28.05.2017).

2. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 560 с.

3. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / Александр Эткинд; авториз. пер. с англ. В. Макарова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 448 с.

I. Константы русской культуры и искусства

Территория России обладает исключительной протяженностью: так, расстояние между Санкт-Петербургом и Петропавловском-Камчатским — около 9 500 км, в то время как в XVIII в. «средний радиус территории европейского государства составлял 160 км» [3, С. 12]. Исторически страна никогда целиком не входила ни в один из регионов, формируясь на их «перекрестке», стыке, откуда следуют такие характеристики России, как поликультурность, полиэтичность, культурная «всеядность».

На бескрайних просторах России очень много природы, которая в сравнении с «вкраплениями» культуры кажется бесконечной. Русская культура исторически демонстрировала не столько противопоставление природе, сколько максимальную близость к ней. Соразмерны и гармоничны с природным ландшафтом формы традиционной деревянной архитектуры. Значительная часть городов, даже столичная Москва, развиваются как город-деревня, город-усадьба, включая в свои территории многочисленные сады, огороды, анклавы сельских территорий.

Приращение России новыми территориями имело специфический характер «внутренней колонизации», или самоколонизации. «История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией» [1], — отмечал В.О. Ключевский. «Природная», «дикая» периферия, окраинная территория государства «окультуривалась», осваивалась, цивилизаторски преобразовывалась центром (метрополией), в том числе в политическом и идейно-смысловом аспектах. Тысячу лет территория России расширялась (причем в XXI в., после территориальных потерь вследствие распада СССР, эта тенденция возобновляется), соответственно культурные процессы развивались не вглубь по причине нехватки сил и средств, а вширь. Значительная часть русских городов построена «на краю», как форпостов «внутренней колонизации».

Для русской культуры характерно чередование периодов открытости и закрытости; стремления к диалогу и изоляционизма, «культурного одиночества»; модернизации, ориентации на западную культуру и традиционализма, опоры на самобытность. Так, Киевская Русь испытывает примерно одинаковое влияние Запада и Востока, Московская Русь развивается с оглядкой на Восток, в XVIII в. Россия уже ориентирована исключительно на Запад. В XIX в. ориентиры развития страны меняются в зависимости от культурно-политических предпочтений императоров: если Александр I и Александр II в большей степени «смотрят» на Запад, то Николай I и Александр III делают ставку на самобытность России. При этом Россия часто поддавалась инокультурным влияниям, но всякий раз перерабатывала их под себя.

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Тихомиров Сергей Александрович, Дмитриева Лариса Валерьевна, Куракина Ирина Игоревна, История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: