Статья поступила 22.03.2025 г. Статья одобрена к публикации 05.04.2025 г.
Начало XX века ознаменовалось для изобразительного искусства выделением в нём новой содержательной составляющей — историко-психологической, которая была идентифицирована как отдельный специальный предмет изучения. Однако, следует отметить, еще существенно раньше во второй половине XVIII века классическая философская эстетика указала и изложила парадигму историко-психологической составляющей искусства, и именно с этого момента данная составляющая начала попытки формирования как отдельного предмета. В дальнейшем, по мере аккумуляции значительного интеллектуального потенциала, к 1850–1860 гг. сформировалась особая эмпирическая модель художественной акциональности. В последующем все логические схемы определения целей различных задач в области изучения историко-психологической сущности изобразительного искусства базировались на принятой эмпирической модели.
Эта принятая философская эмпирическая модель связала воедино три основные фактора художественной акциональности — механики творческого созидания плода художественного промысла, совокупности эстетической интерпретации и протекание процесса его осознания и оценки.
С началом XX века многие художники предприняли попытки искания новаторских форм, техник и подходов, неопробованных ранее методов живописи. Такой творческий поиск был ответом на их запрос отражать иначе свою позицию по отношению к реалиям мира, отражать иначе свою внутреннюю сущность художника как творца. Повышенный интерес многих художников начала XX века к исследованию возможностей сознания человека обусловлен попыткой изучения того, насколько осуществимо расширить горизонт постижения, насколько перспективно погружение в состояние транса, медитирование, насколько интересна и значима для искусства визионерская практика с ее доступом к подсознанию индивида и его миру сновидений. Очень хорошим свидетельством такого интереса может служить творчество художников-авангардистов, в том числе, абстракционистов, сюрреалистов, фантастических реалистов, представителей иных сходных течений в искусстве.