По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01; 7.03 DOI:10.33920/nik-02-2507-05

Историко-психологический контекст визионерского искусства середины XX века

Романова Анастасия Павловна магистрантка факультета истории искусств кафедры теории и истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. 125047, Российская Федерация, Москва, Миусская площадь, д. 6. Эл. адрес: anastasya.chapaeva@yandex.ru. ORCID: 0009-0001-6529-4199

В статье рассматриваются истоки и предпосылки зарождения и становления визионерского искусства. А также рассматривается историкопсихологическое содержание искусства визионеров, как основа изучения историко-психологической сущности изобразительного искусства 20 века. Приводятся объяснения исследований по определению возможностей сознания человека через попытки изучить, возможно ли осуществление расширения горизонтов постижения окружающей действительности человеком. Статья описывает основные отличительные черты визионерского искусства, описывает процесс выделения визионерского искусства в отдельное самостоятельное направление.

Литература:

1. Бучка А.М. Родословная визионерского искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: «Грамота». — 2017. — № 3 (77), в 2 ч. — Ч. 1. — С. 34–38.

2. Дашкова С.С. Историко-психологическое содержание изобразительного искусства и духовное общение / С.С. Дашкова // Мир психологии. — 2005. — № 2(42). — С. 255–271. — EDN OXGDDM.

3. Княжицкая Т.В. Визионерское искусство — символизм конца ХХ-начала ХХI века // Academy. — 2019. — №6 (45). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vizionerskoe-iskusstvo-simvolizm-kontsa-hh-nachala-hhi-veka.

4. Крашенинников А.Е. Понятие визионерство в поэтике экспрессионизма // Вестник ВятГУ. — 2015. — №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatievizionerstvo-v-poetike-ekspressionizma (дата обращения: 07.05.2025).

5. Сухов А.А. Феномен визионерства: культурно-исторические основания и модификации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии (специальность 24.00.01 — теория и история культуры). Екатеринбург, 2008. — 28 с.

6. Федоровская Н.А., Лоншакова О.И. Психоделическое искусство и новые приемы художественной выразительности // Манускрипт. — 2017. — №12-4 (86). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodelicheskoe-iskusstvo-i-novye-priemyhudozhestvennoy-vyrazitelnosti.

7. John Pitre: The Art and Works of a Visionary. Barbara T. Erskine and Roger Jellinek, eds. Honolulu: Pitre Fine Arts, 1996. ISBN 0-9648183-0-2.

8. Fantastic Art (Taschen) (Schurian, Prof. Dr. Walter) ISBN 978-3-8228-2954-7 (English edition) (русское издание).

1. Buchka A.M. Genealogy of visionary art // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Theoretical and practical issues. Tambov: "Gramota". — 2017. — No. 3 (77), in 2 parts. — Part 1. — P. 34–38.

2. Dashkova S.S. Historical and psychological content of fine art and spiritual communication / S.S. Dashkova // The world of psychology. — 2005. — No. 2 (42). — P. 255—271. — EDN OXGDDM.

3. Knyazhitskaya T.V. Visionary art — symbolism of the end of the twentieth beginning of the twenty-first century // Academy. — 2019. — No. 6 (45). — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vizionerskoe-iskusstvo-simvolizm-kontsa-hh-nachala-hhiveka.

4. Krasheninnikov A.E. The concept of visionary work in the poetics of expressionism // Vyatka State University Bulletin. — 2015. — No. 3. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-vizionerstvo-v-poetike-ekspressionizma (accessed: 07.05.2025).

5. Sukhov A.A. The phenomenon of visionary work: cultural and historical foundations and modifications. Abstract of a dissertation for the degree of candidate of cultural studies (specialty 24.00.01 — theory and history of culture). Ekaterinburg, 2008. — 28 p.

6. Fedorovskaya N.A., Lonshakova O.I. Psychedelic Art and New Techniques of Artistic Expression // Manuscript. — 2017. — No. 12-4 (86). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihodelicheskoe-iskusstvo-i-novye-priemy-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti.

7. John Pitre: The Art and Works of a Visionary. Barbara T. Erskine and Roger Jellinek, eds. Honolulu: Pitre Fine Arts, 1996. ISBN 0-9648183-0-2.

8. Fantastic Art (Taschen) (Schurian, Prof. Dr. Walter) ISBN 978-3-8228-2954-7 (English edition) (Russian edition).

Статья поступила 22.03.2025 г. Статья одобрена к публикации 05.04.2025 г.

Начало XX века ознаменовалось для изобразительного искусства выделением в нём новой содержательной составляющей — историко-психологической, которая была идентифицирована как отдельный специальный предмет изучения. Однако, следует отметить, еще существенно раньше во второй половине XVIII века классическая философская эстетика указала и изложила парадигму историко-психологической составляющей искусства, и именно с этого момента данная составляющая начала попытки формирования как отдельного предмета. В дальнейшем, по мере аккумуляции значительного интеллектуального потенциала, к 1850–1860 гг. сформировалась особая эмпирическая модель художественной акциональности. В последующем все логические схемы определения целей различных задач в области изучения историко-психологической сущности изобразительного искусства базировались на принятой эмпирической модели.

Эта принятая философская эмпирическая модель связала воедино три основные фактора художественной акциональности — механики творческого созидания плода художественного промысла, совокупности эстетической интерпретации и протекание процесса его осознания и оценки.

С началом XX века многие художники предприняли попытки искания новаторских форм, техник и подходов, неопробованных ранее методов живописи. Такой творческий поиск был ответом на их запрос отражать иначе свою позицию по отношению к реалиям мира, отражать иначе свою внутреннюю сущность художника как творца. Повышенный интерес многих художников начала XX века к исследованию возможностей сознания человека обусловлен попыткой изучения того, насколько осуществимо расширить горизонт постижения, насколько перспективно погружение в состояние транса, медитирование, насколько интересна и значима для искусства визионерская практика с ее доступом к подсознанию индивида и его миру сновидений. Очень хорошим свидетельством такого интереса может служить творчество художников-авангардистов, в том числе, абстракционистов, сюрреалистов, фантастических реалистов, представителей иных сходных течений в искусстве.

Для Цитирования:
Романова Анастасия Павловна, Историко-психологический контекст визионерского искусства середины XX века . Ученый совет. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: