Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, что при чтении пожилые люди чаще, чем молодые, предсказывают семантические связи между словами на основании не грамматики, а своих знаний о мире. Опора на смысл отдельных слов вместо точного грамматического анализа позволяет быстрее обрабатывать информацию, однако может приводить к ошибкам понимания. Исследование опубликовано в журнале Quarterly Journal of Experimental Psychology.
С 1970-х гг. психологи и психолингвисты исследуют феномен ошибок в понимании речи. Например, Томас Эриксон и Марк Мэттсон показали, что на вопрос «Сколько зверей каждого вида взял с собой на ковчег Моисей?» люди обычно отвечают: «По паре каждого вида», — не обращая внимания на то, что предпосылка вопроса некорректна: животных на ковчег собрал не Моисей, а Ной. В работе 2003 г. Фернанда Феррейра показала, что предложения типа «Собаку укусил человек» в 25% случаев воспринимаются как «Собака укусила человека», то есть люди могут игнорировать грамматические связи между словами и интерпретировать предложения, опираясь на смысл слов и знания о типичных жизненных ситуациях. Такой тип обработки информации получил название «поверхностная обработка языка» (англ. good-enough language processing).
Однако до сих пор практически ничего не известно о влиянии возраста: увеличивается ли опора на поверхностную обработку с возрастом и, соответственно, накоплением языкового и жизненного опыта. Исследователи из НИУ ВШЭ провели эксперимент, в котором проверили, как люди разного возраста используют поверхностную обработку языка при чтении. В исследовании приняли участие 349 человек: школьники 13–17 лет, молодые взрослые 20–40 лет и пожилые взрослые старше 55 лет.
Участникам было предложено прочитать предложения с причастным оборотом, которые провоцируют большое количество ошибок понимания, например: 1) Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующим зубы быстро и безболезненно; 2) Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившего пожар на складе; 3) Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившим пожар на складе; 4) Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующего зубы быстро и безболезненно. В предложениях 1 и 2 причастия по смыслу и синтаксически связаны с одними и теми же существительными, а в предложениях 3 и 4 причастия синтаксически связаны с одним существительным, но по смыслу им больше подошла бы связь с другим. Если на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 наши участники ответят: «Пожарный», — это будет означать, что они проигнорировали окончание, то есть синтаксическую связь, и отвечают в соответствии со значениями слов и своими знаниями о мире, то есть используют поверхностную языковую обработку.
Оказалось, что подростки и молодые взрослые одинаково активно используют поверхностную обработку при восприятии речи: они неправильно отвечали «пожарный» на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 в 63–68% случаев. При этом пожилые люди ошибались при ответе на этот вопрос еще чаще — в 79% случаев. Таким образом, поверхностная обработка языка появляется уже к подростковому возрасту и увеличивается в пожилом возрасте.
По мнению авторов, такой результат для пожилых участников может быть связан, во-первых, с увеличением языкового и жизненного опыта, из-за которого они склонны больше доверять своим ожиданиям относительно смысла текста и опираться на эти ожидания, а не на непосредственно воспринимаемую информацию. Во-вторых, с бессознательной стратегией экономить ограниченные когнитивные ресурсы для других потребностей (например, для вербальной рабочей памяти).
Ученые также показали, что в тех случаях, когда участники неправильно отвечали на вопрос после сложных для восприятия предложений 3 и 4, они прочитывали эти предложения быстрее. «Получается, что опора на поверхностную обработку позволяет нам чуть быстрее обрабатывать информацию, — комментирует один из авторов статьи, научный сотрудник Центра языка и мозга Анастасия Лопухина. — Так что, хотя она может приводить к ошибкам понимания, во многих случаях это выгодно и экономит нам время».