Заменить на •
Преподаватели университетов, специализирующиеся на международной экономической тематике, на своем собственном многолетнем опыте убеждаются в том, как важно разъяснять студентам, казалось бы, простые, издавна устоявшиеся категории экономической теории. Например, во всех учебниках университетов стран мира существует однотипное понимание мировой экономики как совокупности национальных экономик. Однако, когда мы переходим к изучению экономики конкретных стран, видим колоссальные разрывы в уровнях развития стран, предельно низкую вовлеченность множества национальных экономик в мировое хозяйство. Отсюда ясно, что понятие «мировая экономика» — это в достаточной мере абстрактное понятие и как научная категория, и как реальное явление. Эта абстракция, в частности, проявляется и в том, когда ставится задача выявления более или менее реального представления, что происходит в мире экономики, анализ неизбежно приходится строить по известному диалектическому методу: «от единичного — к частному, и от него — к общему». И прежде всего в основе этого изучения находятся сдвиги и изменения в структурах национальных экономик, в их производстве и, соответственно, в деятельности конкретных компаний, в которых главным является изменение в отношениях «человек — труд» и инструментах (механизмах) соединения труда с производством, то есть технологические изменения, влекущие соответствующие общественно-экономические изменения.
Другими словами, речь идет о необходимости анализа тех звеньев, где происходят сдвиги, и их эффектов — от изучения конкретных изменений на уровне компаний (где соединяется труд с другими факторами, внедряются инновации, производятся товары и услуги), и далее к анализу суммарных эффектов в масштабах всей системы мировой экономики (от страны к стране). Только при таком диалектическом методе, предполагающем анализ от единичного к частному и далее — к общему (компания — отрасль — национальная экономика — мировая экономика), мы можем говорить (приблизительно) об общих явлениях и новых тенденциях в мировой экономике. Следовательно, главный метод и одновременно инструмент преодоления указанной выше абстракции находится в области изучения особенностей развития национальной экономики на соответствующих исторических этапах ее роста и развития.