Принятие управленческого решения всегда связано с психологией личности руководителя [7], ведь любое управленческое решение влияет и на межличностные взаимоотношения (с подчиненными), и выстраивает образ и авторитет лица, принимающего решение (руководителя) в коллективе. Сама личность руководителя чаще всего принимает решения интуитивно без видимых факторов того, что может на них повлиять. Все авторы монографий, учебников по психологии управления сходятся в одном — психологические аспекты принятия управленческих решений сложно поддаются изучению. Главная сложность состоит в том, что сам процесс принятия решений из-за труднодоступности проведения экспериментов не поддается изучению, в частности, это затрудняется из-за скрытых мотивов руководителей, личностных особенностей лиц, принимающих управленческие решения, особенностях характера руководителя и других личностных аспектах, которые непосредственно влияют на принятие решения. В психологии управления процесс принятие решений — важный компонент деятельности руководителя, без данного процесса невозможно достижение поставленных целей и задач. Определение процесса принятия решения в психологическом словаре звучит следующим образом: «формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность ситуации проблемной» [6].
Психолог В. И. Гарбузов считает, что поступки человека, а особенно принятие решений могут совпадать с типами врожденных инстинктов. Он считает, что, анализируя врожденные инстинкты выраженности индивида, можно определить, каков будет характер решения, которое примет личность [1]. Кроме того, управленческая деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам руководителя, к его стилю мышления и уровню интеллекта (IQ, т.е. умственным способностям), к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации. Большинство руководителей, осуществляя этот вид управленческой деятельности, скорее интуитивно анализируют множество факторов, влияющих на принятие решения, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают. Одним дополнительным важным аспектом принятия управленческого решения является получение и использование информации в ситуациях общения. Ведь профессиональная жизнь любого руководителя протекает в условиях интенсивного общения в коллективе. Для руководителя представляет особую ценность социальный порядок, особенно в его собственном коллективе. Сохранение авторитета руководителя — также важная особенность деятельности руководителей. Именно поэтому большинство руководителей учитывает в своей работе ролевые ожидания, статусные позиции, различные социальные нормы и правила труда и поведения среди людей. Ведь функция «принятия решений» руководителем задана статусом его роли (должности), предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий [2], т.к. именно руководитель несет ответственность за последствия выбора возможностей. В связи с этим в рамках социальной психологии управления активно ведется поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик поведения руководителя, от которых зависит успешность руководства [8]. Поведение руководителя в процессе принятия управленческого решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения требований к должности в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.