Стресс присутствует повсюду и является частью человеческой жизни. Пандемия COVID-19, которая длится уже почти три года, в той или иной степени затронула все стороны общественной, социальной и трудовой деятельности людей, заставила их испытывать стресс. В том числе это касается работников сферы образования, чья деятельность напрямую связана с постоянным взаимодействием с огромным количеством людей ежедневно. Это люди, которые и так или иначе испытывают постоянный стресс на работе. Пандемия только усугубила его.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество исследований, которые свидетельствуют о том, что стресс связан с мотивацией и производительностью, причем эта связь может быть как позитивной, так и отрицательной. Так, при не слишком высоком уровне стресса на работе производительность может повышаться. Высокий же уровень стресса на работе снижает производительность. Зарубежные ученые (AndersonG. S., Di Nota P. M., Metz G. A . S., Andersen J. P. [5], LinX.J., Zhang C.Y., Yang S., Hsu M. L., Cheng N., Chen J., Yu H. [6]) подтвердили в своих исследованиях, что взаимосвязь между стрессом и производительностью является двунаправленной.
Одни исследования свидетельствуют о том, что стресс не всегда вредит производительности. Согласно Lin, X.J. [6], Михайловой С.С., Семеновой Д. В. [4], стресс может снизить производительность, повысив при этом мотивацию.
Другие исследования (Korkmaz A. C., Ipekci N. N.) [1] обнаружили, что мотивация оказывает негативное влияние на стресс. Это связано с тем, что мотивация может быть вызвана отдельными внутренними или внешними факторами. Внутренняя мотивация может предотвратить стресс, тогда как внешняя мотивация его повышает.
При этом связь между внутренней и внешней мотивацией до сих пор четко не определена. Внутренняя мотивация всегда считалась независимой от внешней (Bowles S., Polania-Reyes S.) [1], но в последних исследованиях (Lemos M.S., Verissimo L., Бунчеева Е. А.) [1] доказано, что они не противоречат друг другу, а могут сосуществовать. В целом внутренняя и внешняя мотивация коррелируют между собой, хотя взаимосвязь между ними трудно объяснима.