По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.41

Исследование взаимосвязи и взаимозависимости стресса на работе, мотивации и производительности труда в сфере образования в условиях пандемии

Лёшина Мария Александровна канд. экон. наук, доцент, Смоленский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Щербакова Светлана Александровна канд. географ. наук, доцент, Смоленский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
Сковородкин Сергей Геннадьевич зам. директора, МБОУ СШ № 10 г. Смоленска

В статье представлены результаты исследования прямого и косвенного влияния мотивации на производительность и стресс на работе. Исследование проводилось в сфере образования при помощи анкетирования педагогов. Результаты тестирования показали, что мотивация по-разному влияет на стресс на работе и производительность. В первой модели стресс на работе не был связан и не оказывал прямого влияния на производительность. Вторая модель показала, что мотивация, особенно внешняя, непосредственно влияет на возникновение взаимосвязи между стрессом на работе и производительностью.

Литература:

1. Бунчеева Е.А. Аспекты мотивации и стресса в педагогической деятельности: обзор зарубежной и отечественной научной литературы// International Scientific Review.— 2015. — № 6 (7). — С. 71–73.

2. Евдокимов И. В. Влияние стресса на производительность труда // NovaInfo.Ru. — 2020. — №118.— С. 14–15.

3. Лёшина М. А. К вопросу актуальности стимулирования преподавателей российской высшей школы / М.А. Лёшина // Управление персоналом. — 2008. — № 21.

4. Михайлова С.С., Семенова Д.В. Мотивация персонала как одно из условий снижения профессионального стресса педагогов / Отв. ред. Г. Ю. Гуляев // Экономика, бизнес, инновации: Сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2 ч. — 2018. — С.38–41.

5. Anderson G. S., Di Nota P. M., Metz G.A. S., Andersen J. P. (2019). The impact of acute stress physiology on skilled motor per formance; Implications for policing, Frontiers in Psychology, 10, Article 2501, 1–11.

6. Lin X.J., Zhang C.Y., Yang S., Hsu M. L., Cheng N., Chen J., Yu H. (2020). Stress and its’ association with academic performance among dental undergraduate students in Fijian, China: a cross-sectional online questionnaires survey // BMC Medical Education, 28: 18.

7. Novikova N., Lukasheva O., Luchkin A., Abramova M., Andreeva T., Afanasyeva N., Bashmakova N . , Belokopytov A., Bereznyak I., Golysheva E., Gulevich Y., Zhuravleva O., Kirichenko E., Kovaleva E., Kramlikh O., Lapitskaya L., Lapshova O., LyoshinaM., Makhmutkhodzhaeva L., Minko M. et al. Economic space in the era of integration and digitalization. — Smolensk, 2022.

8. Uskov A., Novikova N., Lukasheva O., Luchkin A., Volodchenkov A., Yarotskaya E., Afanasyeva N., Chudakоva S., Kovaleva L., Kovaleva E., Lyoshina M., Morozova O., Nikonorova A., Savchenko T., Shcherbakova S., Sidorenkova I., Sokolova M., Potekhin G., Rimskaya L., Vasilyeva S. et al. Territory development: past, present, future. Plekhanov Russian University of Economics // Yelm, WA. — USA, 2020.

Стресс присутствует повсюду и является частью человеческой жизни. Пандемия COVID-19, которая длится уже почти три года, в той или иной степени затронула все стороны общественной, социальной и трудовой деятельности людей, заставила их испытывать стресс. В том числе это касается работников сферы образования, чья деятельность напрямую связана с постоянным взаимодействием с огромным количеством людей ежедневно. Это люди, которые и так или иначе испытывают постоянный стресс на работе. Пандемия только усугубила его.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество исследований, которые свидетельствуют о том, что стресс связан с мотивацией и производительностью, причем эта связь может быть как позитивной, так и отрицательной. Так, при не слишком высоком уровне стресса на работе производительность может повышаться. Высокий же уровень стресса на работе снижает производительность. Зарубежные ученые (AndersonG. S., Di Nota P. M., Metz G. A . S., Andersen J. P. [5], LinX.J., Zhang C.Y., Yang S., Hsu M. L., Cheng N., Chen J., Yu H. [6]) подтвердили в своих исследованиях, что взаимосвязь между стрессом и производительностью является двунаправленной.

Одни исследования свидетельствуют о том, что стресс не всегда вредит производительности. Согласно Lin, X.J. [6], Михайловой С.С., Семеновой Д. В. [4], стресс может снизить производительность, повысив при этом мотивацию.

Другие исследования (Korkmaz A. C., Ipekci N. N.) [1] обнаружили, что мотивация оказывает негативное влияние на стресс. Это связано с тем, что мотивация может быть вызвана отдельными внутренними или внешними факторами. Внутренняя мотивация может предотвратить стресс, тогда как внешняя мотивация его повышает.

При этом связь между внутренней и внешней мотивацией до сих пор четко не определена. Внутренняя мотивация всегда считалась независимой от внешней (Bowles S., Polania-Reyes S.) [1], но в последних исследованиях (Lemos M.S., Verissimo L., Бунчеева Е. А.) [1] доказано, что они не противоречат друг другу, а могут сосуществовать. В целом внутренняя и внешняя мотивация коррелируют между собой, хотя взаимосвязь между ними трудно объяснима.

Для Цитирования:
Лёшина Мария Александровна, Щербакова Светлана Александровна, Сковородкин Сергей Геннадьевич, Исследование взаимосвязи и взаимозависимости стресса на работе, мотивации и производительности труда в сфере образования в условиях пандемии. Вопросы трудового права. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: