По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 361.372

Исследование влияния возраста машин на эксплуатационную надежность

Кравченко И. Н. д-р техн. наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Овчинникова М. С. науч. сотр., федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», 109428, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: 8 (919) 961-11-36, е-mail: ritik68rus@mail.ru

Проведен анализ машинно-тракторного парка (МТП). Построены графики изменения наработки от возраста машины. Приведены формулы изменения вероятности безотказной работы МТП в зависимости от возраста. Построен график изменения вероятности безотказной работы трактора МТЗ-82 в зависимости от возраста.

Литература:

1. Российская энциклопедия самоходной техники. Основы эксплуатации и ремонта самоходных машин и механизмов: Справочное и учебное пособие для специалистов отрасли «Самоходные машины и механизмы» / Под ред. В. А. Зорина. — М.: МАДИ (ТУ), 2001. — Т. 1. — 407 с.

2. Канарчук В. Е., Лудченко А. А., Курников И. П., Луйк И. А. Техническое обслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств: учебник: В трех кн. // Организация, планирование и управление. — К.: Выща шк., 1991. — Кн. 2. — 406 с.

3. Апатенко А. С. Анализ процессов и причины снижения интенсивности эксплуатации технологических машин // Вестник ФГОУ ВО МГАУ им. В. П. Горячкина. — 2013. — № 3. — С. 49–51.

4. Нышанбаева А. Б. Анализ влияния эксплуатационных условий на надежность автотранспортных средств / А. Б. Нышанбаева, М. А. Сыдыков, А. С. Жолбунова // Вестник КГУСТА. — 2015. — № 4 (40). — С. 62–65.

5. Кравченко И. Н. Автоматизированный контроль изменения технического состояния машин и оборудования / И. Н. Кравченко, М. Н. Ерофеев, Т. А. Чеха, М. С. Захарова // Строительные и дорожные машины. — 2016. — № 12. — С. 35–40.

Несмотря на то что в процессе службы и эксплуатации машины производятся замены деталей агрегатов и узлов, вес внеплановых ремонтов увеличивается с ростом срока эксплуатации. При ремонте техники индивидуальным методом удельный вес ремонтов выше, чем при других методах ТО и ремонта. Это прежде всего объясняется усталостными накоплениями в рамах и несущих конструкциях машин, которые без видимых причинчаще всего не подвергаются ремонту. Кроме того, из-за частого отказа техники и для сокращения времени простоя заменяются только неисправные детали и узлы, что приводит к цепной реакции отказов. Держатели техники, как правило, берегут старую технику, т. е. сознательно ограниченно используют технику или снижают нормы выработки. Поэтому техника используется не на 100 %, что приводит к увеличению времени производства работ и в конечном итоге — к потере денег [1, 2].

Хотя все машины имеют различные функциональные особенности, можно отметить, что машины с гидравлическим приводом к 8-му году службы имеют наработку на ремонт 280–300 маш.-ч. Тогда как машины с механическим приводом — около 400 маш.-ч.

При анализе эксплуатации машинно-тракторного парка можно отметить следующее.

Продолжительность эксплуатации трактора ДТ-75 составляет порядка пяти лет. Это связанно с недостаточной мощностью для производства сельскохозяйственных работ, т. е. за пять лет эксплуатации его наработка снижается, а затраты на ремонт и ТО возрастают настолько, что его дальнейшая эксплуатация становится нерентабельной. Развитие процесса происходит прогнозируемо, что существенно облегчает комплектацию и организацию парков техники. При этом использование техники различных возрастов по месяцам различно. Если новые машины в течение года используют равномерно в течение года независимо от природно-климатических условий и вида работ, то машины в возрасте 4–6 лет стараются использовать преимущественно в весеннелетний период. Изменение годовой наработки показано на рисунке 1.

У тракторов Т-130 срок эксплуатации составляет 7 лет. Причем на протяжении всего срока эксплуатации имеют достаточно устойчивую наработку на одном уровне. Тракторы Т-130 имеют сложно прогнозируемую тенденцию к снижению наработки. Это связанно с надежностью конструкции самого трактора, но различного качества и надежности комплектующих, которые устанавливаются при ремонте. Отчасти неравномерность наработки определяется тем, что при отрицательных температурахстараются использовать более новую технику [3]. График изменения наработки в зависимости от срока службы показан на рисунке 2.

Для Цитирования:
Кравченко И. Н., Овчинникова М. С., Исследование влияния возраста машин на эксплуатационную надежность. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: