Несмотря на то что в процессе службы и эксплуатации машины производятся замены деталей агрегатов и узлов, вес внеплановых ремонтов увеличивается с ростом срока эксплуатации. При ремонте техники индивидуальным методом удельный вес ремонтов выше, чем при других методах ТО и ремонта. Это прежде всего объясняется усталостными накоплениями в рамах и несущих конструкциях машин, которые без видимых причинчаще всего не подвергаются ремонту. Кроме того, из-за частого отказа техники и для сокращения времени простоя заменяются только неисправные детали и узлы, что приводит к цепной реакции отказов. Держатели техники, как правило, берегут старую технику, т. е. сознательно ограниченно используют технику или снижают нормы выработки. Поэтому техника используется не на 100 %, что приводит к увеличению времени производства работ и в конечном итоге — к потере денег [1, 2].
Хотя все машины имеют различные функциональные особенности, можно отметить, что машины с гидравлическим приводом к 8-му году службы имеют наработку на ремонт 280–300 маш.-ч. Тогда как машины с механическим приводом — около 400 маш.-ч.
При анализе эксплуатации машинно-тракторного парка можно отметить следующее.
Продолжительность эксплуатации трактора ДТ-75 составляет порядка пяти лет. Это связанно с недостаточной мощностью для производства сельскохозяйственных работ, т. е. за пять лет эксплуатации его наработка снижается, а затраты на ремонт и ТО возрастают настолько, что его дальнейшая эксплуатация становится нерентабельной. Развитие процесса происходит прогнозируемо, что существенно облегчает комплектацию и организацию парков техники. При этом использование техники различных возрастов по месяцам различно. Если новые машины в течение года используют равномерно в течение года независимо от природно-климатических условий и вида работ, то машины в возрасте 4–6 лет стараются использовать преимущественно в весеннелетний период. Изменение годовой наработки показано на рисунке 1.
У тракторов Т-130 срок эксплуатации составляет 7 лет. Причем на протяжении всего срока эксплуатации имеют достаточно устойчивую наработку на одном уровне. Тракторы Т-130 имеют сложно прогнозируемую тенденцию к снижению наработки. Это связанно с надежностью конструкции самого трактора, но различного качества и надежности комплектующих, которые устанавливаются при ремонте. Отчасти неравномерность наработки определяется тем, что при отрицательных температурахстараются использовать более новую технику [3]. График изменения наработки в зависимости от срока службы показан на рисунке 2.