В настоящее время значительное снижение доли физического труда и увеличения информационной нагрузки в современном обществе являются основными факторами, послужившими причиной выраженного роста психогенных заболеваний, в частности психовегетативных расстройств, как одного из основных проявлений синдрома вегетативной дистонии (СВД) [4]. Актуальность изучения патогенетических механизмов вегетативных расстройств определяется их чрезвычайно высокой распространенностью (от 25 до 80 % в различных группах популяции населения), большой долей данных расстройств в структуре причин временной нетрудоспособности (до 30 % поликлинических больных), наличием риска перехода функциональных расстройств в стойкую органическую патологию [2]. В предварительном исследовании на небольшой группе студентов 2 курса РНИМУ нами была выявлена значительная распространенность синдрома вегетативной дистонии (соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы по классификации МКБ-10), оцениваемой по опроснику Вейна, у данного контингента испытуемых [1]. В связи с этим возникла необходимость массового обследования студентов на предмет оценки вегетативного статуса и основных ассоциированных с ним психологических факторов, относящихся к эмоционально-личностной сфере [3].
В исследование были включены 712 студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов дневного отделения РНИМУ им. Н.И. Пирогова (238 юношей и 474 девушки, средний возраст 19,3 ± 1,76 лет, у 77,7 % обследованных возраст составлял от 18 до 20 лет). Настоящее исследование полностью соответствовало этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» с поправками 2000 г. и Правилами клинической практики в Российской Федерации, утв. приказом Минздрава России от 19.06.2003 № 266. Каждый участник был информирован о цели исследования, подписав информированное согласие. Критериями включения была принадлежность к дневному отделению указанных факультетов. Критериев исключения, помимо отказа от участия в исследовании, не было: задачей исследования было провести как можно более полное обследование студентов одного курса.