Согласно многочисленным исследованиям в области экологии человека и физиологии здоровья судить об адаптационных возможностях к физическим, эмоциональным или интеллектуальным нагрузкам можно, опираясь на тип вегетативной регуляции [1]. Значения показателей кардиогемодинамики и, в частности, вариабельность сердечного ритма позволяют с высокой точностью оценивать не только текущее состояние систем кровообращения, дыхания и энергетического метаболизма, но и прогнозировать характер их изменений при воздействии различных экстремальных факторов окружающей среды [2]. Выделяют два ведущих типа регуляции ритма сердца: центральный и автономный. Для более детального исследования адаптационных возможностей организма изучаемые параметры оценивают на фоне предъявления функциональной напряженности, затрагивающей активность регуляторных контуров. Под действием нагрузок разной направленности может меняться исходный тип вегетативной регуляции [3].
Проблема ожирения является одной из наиболее актуальных для современного общества. За последние десятилетия на планете число людей, страдающих ожирением, увеличилось практически вдвое и составляет 2,1 млрд. При сохранении текущей тенденции роста эта цифра к 2025 году может возрасти до 50 % [4].
Существуют взаимосвязи между ожирением и состоянием симпатической нервной системы (СНС). Согласно гипотезе (Bray G. A., 1991), которая получила название MONA LISA (Most obesities known are low in sympathetic activity states), предрасположенность к ожирению обусловлена исходно высокой активностью СНС [5]. Учитывая растущую потребность в кровоснабжении ткани, при увеличении ее массы за счет адипоцитов, тонизирующий выброс СНС имеет большое значение в поддержании вазомоторного тонуса в состоянии покоя. Для поддержания гомеостаза артериального давления при ожирении СНС вынуждена работать на пределе своих возможностей, из-за чего создается риск срыва адаптации и, как следствие, развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [6].
Гипотеза Ландсберга (1986) предполагает, что ожирение сопровождается инсулинорезистентностью, будучи результатом как простого переедания, так и предрасполагающих особенностей организма [7]. Иными словами, к развитию ожирения приводит не только избыточное поступление калорий с пищей, но и, в частности, избыточная активность СНС [8]. Развитие инсулинорезистентности направлено, с одной стороны, на стабилизацию массы тела и ограничение отложения жира и, с другой стороны, на снижение активности СНС, что ведет к увеличению термогенеза и повышению потребления энергетических запасов организма [5].