По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7 DOI:10.33920/vne-04-2203-05

Исследование цифрового этикета в деловых коммуникациях

Елена Ивановна Чарушина кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», 159600, Россия, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17. корпус В1, Е-mail: vasilisa97@rambler.ru. ORCID: 0000-0001-6933-5376
Ольга Ивановна Герасимова кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии и коммуникативных технологий, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». 614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, Е-mail: kostocka1021@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3844-0020

Формирование нового социального порядка предполагает и формирование новой социальной культуры — цифровой культуры как смыслообразующего и регулятивного компонента сетевого общества. В настоящее время нет еще четко сформулированных требований к поведению человека в виртуальном пространстве. В связи с этим возникают неоднозначные ситуации между работодателями и подчиненными. Проведено исследование отношения работников и служащих различных профессиональных сфер и обучающихся вузов к нормам этикета, определяющим ценностные установки и нормативы для участников сетевых коммуникаций на всех уровнях взаимодействия. Цель работы — исследовать сформированность представлений о нормах делового этикета в виртуальной среде в процессе деловых коммуникаций. Исследование проводилось методом анкетного опроса на территории Костромы, Перми и Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие работники компаний, представляющих различные отрасли экономики, и студенты различных направлений обучения, изучающих дисциплины «Деловой этикет» и «Деловые коммуникации». Установлено следующее: в целом все соблюдают этикет, в том числе и в цифровой среде; у многих присутствует чувство неуверенности в знаниях норм именно цифрового этикета; активно используются социальные сети для деловых коммуникаций; руководство компаний не должно мониторить поведение своих сотрудников в цифровой среде. Результаты исследования дают возможность понять особенности соблюдения этикета в цифровой среде, обозначить проблемы, которые возникают при деловых коммуникациях в виртуальной среде, а также могут служить данными для разработки психолого-педагогических рекомендаций по формированию эффективных способов онлайн-коммуникаций.

Литература:

1. Белоусова, Т. Все про этикет: полный свод правил светского и делового общения. — М.: 2. СТ, 2011. — 430 с.

2. Гусейнов, A. A., Апресян, Р. Г. Этика. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2001. — 672 c.

3. Добринская, Д. Е. Социологическое осмысление Интернета: теоретические подходы к исследованию сети // Вестник МГУ. Сер. 18: Социология и политология. — 2016. — Т. 22. — № 3. — С. 21–38.

4. Домашняя, И. Магия этикета — М.: АСТ, 2017. — 128 с.

5. Пять поводов уволить сотрудника за поведение в социальных сетях // HR-TV. ru [Электронный ресурс]. — URL: https://hr-tv.ru/articles/author-opinion/pyat-povodovuvolit-sotrudnika-za-povedenie-v-sotsialnyh-setjah.html (дата обращения: 26.12.2021).

6. Кочкарева, И. В. Знакомство с цифровым этикетом: электронная переписка при дистанционном обучении // Развитие образования. — 2021. — Т. 4. — № 1. — С. 47–50.

7. Мамина, Р. И., Елькина, Е. Е. Сетевое общество и его реалии: цифровой этикет // Дискурс. — 2019. — № 2. — C. 24–34.

8. Окушова, Г. А. Цифровой этикет и регламенты в коммуникативном порядке социально-сетевого пространства // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 1. — С. 24–27.

9. НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке. Советы от технологических гурманов ПаЭль // Hi-Tech.Ua [Электронный ресурс]. — URL: https://hi-tech.ua/blog/neoetiketnovaya-gramotnost-v-tsifrovom-veke-sovetyi-ot-tehnologicheskih-gurmanov-pael/ (дата обращения: 22.12.2021).

10. Общие правила на сайте «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. — URL: https:// vkontakteworld.ru/rules.html (дата обращения: 11.11.2021).

11. Сильванская, Ю. Привет, этикет! — М.: АСТ, 2019. — 229 с.

12. Соловьев, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол. — М.: Ось-89, 2005. — 208 с.

13. Смертина, П. Как компании проверяют сотрудников в соцсетях // Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2019/03/26/797455-kak (дата обращения: 12.11.2021).

14. Щекотихина, А. В. Сетевые коммуникации в социальном пространстве киберкультуры // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. — 2014. — № 1 (2). — С. 30–32.

15. Энциклопедия этикета / Сост. О. И. Максименко. — М.: Астрель, 2002. — 511 с.

16. Horizon 2020. ICT Research & Innovation // Offiсial website of the European Union [Электронный ресурс]. — URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/area/ictresearch-innovation (дата обращения: 02.12.2021).

1. Belousova, T. Vse pro etiket: polnyi svod pravil svetskogo i delovogo obshcheniia [Everything about etiquette: a complete set of rules for secular and business communication]. Moscow: AST, 2011, 430 p. (in Russian).

2. Guseinov, A. A., Apresyan, R. G. Etika. Entsiklopedicheskii slovar’ [Ethics. Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Gardariki, 2001, 672 p. (in Russian).

3. Dobrinskaya, D. E. Sotsiologicheskoe osmyslenie Interneta: teoreticheskie podkhody k issledovaniiu seti [Sociological understanding of the Internet: theoretical approaches to network research]. Vestnik MGU. Seriia 18. Sotsiologiia i politologiia [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science]. 2016, Vol. 22. no. 3, рp. 21–38 (in Russian).

4. Domashnaya, I. Magiia etiketa [Magic of etiquette]. Moscow: AST, 2017, 128 p. (in Russian).

5. 5 reasons to fire an employee for social media behavior. HR-TV.ru. Available at: https://hrtv.ru/articles/author-opinion/pyat-povodov-uvolit-sotrudnika-za-povedenie-v-sotsialnyhsetjah.html (accessed: 26.12.2021) (in Russian).

6. Kochkareva, I. V. Znakomstvo s tsifrovym etiketom: elektronnaia perepiska pri distantsionnom obuchenii [Introducing Digital Etiquette: E-mail in Distance Learning]. Razvitie obrazovaniia [Development of education]. 2021, Vol. 4, no. 1, рp. 47–50 (in Russian).

7. Mamina, R. I., El’kina, E. E. Setevoe obshchestvo i ego realii: tsifrovoi etiket [Network society and its realities: digital etiquette]. Diskurs [Discourse]. 2019, no. 2, pp. 24–34 (in Russian).

8. Okushova, G. A. Tsifrovoi etiket i reglamenty v kommunikativnom poriadke sotsial’nosetevogo prostranstva [Digital etiquette and regulations in the communicative order of the social network space]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2021, no. 1, рp. 24–27 (in Russian).

9. NeoEtiquette: New Literacy in the Digital Age. Tips from technological gourmets PaEl. Hi-Tech.Ua. Available at: https://hi-tech.ua/blog/neoetiket-novaya-gramotnost-vtsifrovom-veke-sovetyi-ot-tehnologicheskih-gurmanov-pael/ (accessed: 22.12.2021) (in Russian).

10. General rules on the VKontakte website. Available at: https://vkontakteworld.ru/rules. html (accessed: 11.11.2021) (in Russian).

11. Sil’vanskaia, Iu. Privet, etiket! [Hello etiquette!]. Moscow: AST, 2019, 229 p. (in Russian).

12. Solov’ev, E. Ia. Sovremennyi etiket. Delovoi protocol [Modern etiquette. Business protocol]. Moscow: Os’-89, 2005, 208 p. (in Russian).

13. Smertina, P. How companies check employees in social networks. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/03/26/797455-kak (accessed: 12.11.2021) (in Russian).

14. Shchekotikhina, A. V. Setevye kommunikatsii v sotsial’nom prostranstve kiberkul’tury [Network communications in the social space of cyberculture]. Aktual’nye problemy sotsial’nogumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniia [Actual problems of social-humanitarian and scientifi c-technical knowledge]. 2014, no. 1 (2), pp. 30–32 (in Russian).

15. Entsiklopediia etiketa [Encyclopedia of etiquette]. Moscow: Astrel’, 2002. 511 p. (in Russian).

16. Horizon 2020. ICT Research & Innovation. Offi cial website of the European Union. Available at: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/area/ict-researchinnovation (accessed: 02.12.2021).

Этикет и хорошие манеры — это общепринятые нормы социального взаимодействия. Знание этикета помогает нам строить отношения с окружающими, создает благоприятный контекст для общения и совместного плодотворного труда. Хороший этикет незаметен, как чистый воздух, но столь же необходим. Еще Рокфеллер утверждал, что за умение ладить с людьми он готов платить больше, чем за любые другие способности. Хорошие манеры позволяют чувствовать себя уверенно всех участников взаимодействия.

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми в повседневной и деловой жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Нормы этикета всегда соответствуют той социальной среде, где живет и действует человек. Строгая регламентация поведения и общения пронизывает всю человеческую историю. Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись. Но признаки норм остаются неизменными. Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям: является общим для всех членов общества, направлено на регулирование общественных отношений, имеет в основе сознательное волевое усилие людей, возникло в процессе исторического развития и соответствует типу культуры и социальному устройству общества. А вот функции, которые выполняет этикет, в каждую эпоху могут различаться, и благодаря этому трансформируются и сами нормы, и требования к их исполнению. В первобытно-общинную эпоху доминировали запреты и нормы носили форму табу, очень жестко регламентировались, вплоть до казни нарушителя [1, 4, 15].

В средние века, согласно своду правил этикета, церемонии стали проходить очень красиво, торжественно, пышно. Задачей таких изысканных мероприятий было ослепить послов из других стран и продемонстрировать мощь и величайшее могущество своей страны. Также в эпоху Средневековья возникли и по сей день существуют такие правила: рукопожатие при встрече, снятие головного убора в знак приветствия. Это тоже не случайно: люди таким образом показывали, что в руках у них нет оружия и что настроены они на мирные переговоры.

Для Цитирования:
Елена Ивановна Чарушина, Ольга Ивановна Герасимова, Исследование цифрового этикета в деловых коммуникациях. Международная экономика. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: