По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.09

Исследование склонности к риску среди водителей транспортных средств

А. С. Попов ст. преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волжский, E-mail: alexandrus238@yandex.ru

В статье приводятся результаты исследования, проведенного авторами. Целью работы является исследование склонности к риску среди двух возрастных категорий водителей некоммерческого транспорта: от 18 до 25 лет и старше 25 лет. В рамках реализации данной цели проведено анкетирование водителей: 200 молодых людей в возрасте 18–25 лет и 100 водителей возрастной категории старше 25 лет.

Литература:

1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / Пер. с англ. — М.: Весь Мир, 2004. — 280 с.

2. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 19.10.2020).

3. Попов А. В. Проблемы молодежной аварийности / Ал. В. Попов, Д. В. Гончаревич, Р.О.Соколов // Автотранспортное предприятие. — 2016. — № 5. — C. 14–17.

4. Попов А. В. Дорожно-транспортные происшествия. Проблемы высокой аварийности в Российской Федерации: монография / ВПИ (филиал) ФГБОУ ВО ВолгГТУ.— Волгоград, 2020. — 273 с.

5. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 672 с.

6. Besharati M. M., & Tavakoli Kashani A. (2017). Factors contributing to intercity commercial bus drivers’ crash involvement risk. Archives of Environmental & Occupational Health, 73 (4), 243–250. doi:10.1080/19338244.2017.1306478.

7. Fergusson D., Swain-Campbell N., Horwood J. (2003). Risky driving behaviour in young people: prevalence, personal characteristics and traffic accidents. Australian and New Zealand Journal of Public Health, 27 (3), 337–342. doi:10.1111/j.1467-842x.2003.tb00404.x.

8. Gardner M., Steinberg L. (2005). Peer Influence on Risk Taking, Risk Preference, and Risky Decision Making in Adolescence and Adulthood: An Experimental Study. Developmental Psychology, 41 (4), 625–635. doi:10.1037/0012-1649.41.4.625.

9. Hu T.-Y., Xie X., & Li J. (2013). Negative or positive? The effect of emotion and mood on risky driving. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 16, 29–40. doi:10.1016/j.trf.2012.08.009.

В России общая проблема высокой аварийности сохраняется, хотя в последние годы наметилось снижение как общего количества ДТП, так и числа погибших, что говорит об эффективной профилактической работе ГИБДД [4]. Вместе с тем в последние годы увеличивается количество молодых водителей в возрасте 18–25 лет. Как правило, водители, имеющие стаж управления транспортным средством 0–5 лет, относятся к этой возрастной категории. Они очень часто становятся виновниками ДТП (рис. 1) [2].

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из наиболее распространенных причин смертности среди молодых людей. Значительность социально-экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, устраиваемых молодыми водителями, обусловила интерес к факторам, приводящим к таким ДТП. Было выявлено несколько факторов, вносящих важный вклад в смертность в результате дорожно-транспортных происшествий: осознанное превышение скорости, неиспользование удерживающих устройств для пассажиров, а также употребление алкоголя. Одной из основных причин, по которым у молодых водителей проявляется действие этих факторов, является их склонность к риску. Подобное поведение является обычным явлением среди молодых водителей [7]. Высокая степень риска объясняется молодостью и неопытностью. Молодые мужчины чаще, чем более старшие, становятся жертвами аварий [6]. Управляя источником повышенной опасности, водитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других участников движения. Склонность к риску водителя сильно зависит от возраста и может значительно влиять на условия эксплуатации транспортного средства. Готовность к риску прямо пропорциональна количеству допускаемых человеком ошибок, что в условиях дорожного движения приводит к увеличению количества ДТП. Как показали исследования в развитых странах, риск особенно велик в первые 12 месяцев после получения водительских прав. Факторы, влияющие на повышенный риск: характер вождения и состояние автомобиля; психологические особенности, например жажда острых ощущений и чрезмерная самоуверенность; повышенная (по сравнению с людьми старшего возраста) чувствительность к алкоголю; превышение скорости или несоответствие скоростного режима общей скорости транспортного потока — самая распространенная ошибка у молодых водителей транспортных средств. Причиной серьезных аварий у молодых водителей также является езда по ночным улицам. Для молодых водителей риск растет по экспоненте вместе с ростом числа пассажиров [1]. Кроме того, молодые люди могут вести себя более рискованно, чем взрослые, потому что они более подвержены влиянию своих столь же склонных к риску сверстников [8]. Хотя сами молодые водители и отрицают, что сверстники влияют на безопасность движения, было замечено, что они проявляли социальное одобрение, смеясь над сообщениями о небезопасном и рискованном вождении [9]. В качестве меры, предупреждающей возникновение таких проблем в будущем, в Новой Зеландии в 1987 г. была впервые введена система поэтапного допуска лиц к управлению транспортным средством; теперь эта система широко используется в Канаде, США и ряде других стран. Эти системы предусматривают постепенный доступ к приобретению водительских прав для новичков — водителей автомобилей и двухколесного механического транспорта.

Для Цитирования:
А. С. Попов, Исследование склонности к риску среди водителей транспортных средств. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: