Нельзя сказать, что транспортная сфера достаточно однотипная и ограниченная. Все производимые перевозки можно разделять и классифицировать по многим признакам:
• по виду транспорта: автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные, трубопроводные;
• по территориальному охвату: местные (городские), междугородние, внутрирегиональные, межрегиональные, международные;
• по типу перевозимых объектов: грузовые и пассажирские;
• по национальной принадлежности компании: отечественные и иностранные;
• по целевой основе: коммерческие и некоммерческие;
• по частоте маршрутов: разовые и регулярные;
• по принадлежности транспорта и целям использования: для личного пользования, оказание услуг перевозки, транспортная экспедиция;
• и другие.
Согласно Федеральной службе государственной статистики, на сегодняшний день в отрасли грузоперевозок в России складывается следующая ситуация.
Как следует из приведенных в табл. 1 данных, в течение последних пяти лет наблюдается рост валовой добавленной стоимости перевозок на 1,5 трлн руб., т. е. на 30,5%. Из них 850 млрд руб. пришлось на увеличение сухопутной транспортировки (включая трубопровод) и 500 млрд в складской деятельности, в том числе логистических распределительных центров.
Несмотря на положительную динамику денежного прироста, доля транспортировок в общем объеме ВВП с 2016 года снизилась с 7,3 до 6,6% в 2019‑м, из которых 5,9% — это сухопутная и складо-распределительная деятельность. Стабильность доли сухопутной деятельности сохраняется последние 2 года, а складов — последние 4 года (4,1 и 1,8% соответственно). Главным образом, снижение доли всех перевозок объясняется значительным ростом добывающей и производственной обрабатывающей отраслей.
В силу своей географической необъятности, по общим мировым оценкам, Россия входит в пятерку стран по общей протяженности автомобильных дорог, а также среди лидеров и по остальным видам путей сообщения [1]. Обгоняют ее только США, Индия, Китай и Бразилия. По данным Росстата, в РФ наблюдается ежегодное увеличение общей длины автомобильного и железнодорожного сообщения. По последней информации на 2018 год, при суммарной длине всех видов путей почти в 2 млн км; 1,5 млн км составляет протяженность автомобильных дорог общего пользования, из которых 70% — с твердым покрытием.