Изучение производителем спроса и потребностей целевой аудитории потребителей дает возможность получить информацию о платежеспособности и структуре спроса, а также объективно сформировать товарный ассортимент выпускаемой продукции [1].
С целью изучения предпочтений потребителей на рынке мясного фарша нами был проведен опрос, целевой аудиторией которого были жители города Москвы. В опросе приняли участие 150 человек. Анкетирование было проведено анонимно посредством сети Интернет [2, 3].
Было выявлено, что 95% опрошенных респондентов приобретают мясной фарш, при этом 41% из них предпочитают говяжий фарш, 28% — фарш из мяса птицы, 15% — отдают предпочтение свиному фаршу, 12% — фаршу из свинины и говядины и 4% — бараньему фаршу (рис. 1).
Большинство респондентов покупают свиной фарш несколько раз в год (39%) и несколько раз в месяц (26%). На опрошенных, приобретаемых свиной фарш реже одного раза в год и несколько раз в неделю, пришлись наименьшие доли и составили по 2% (рис. 2). 31% опрошенных свиной фарш не покупают, причем из них не потребляют свинину 74%, так как считают свиной фарш слишком жирным — 21%. Готовят свиной фарш самостоятельно 5% респондентов.
Лидирующие позиции среди предпочитаемых торговых марок занимают «Мираторг» и «ВкусВилл», на доли которых приходится 63% и 59%. На доли других торговых марок приходится, соответственно, «Рестория» — 21%, «Ближние горки» — 15%, «Мясновъ» — 10%, «Дальние дали» — 5%, «Слово мясника» — 4%, «Пятелинка» — 3%, «Ермолино» — 1%, «Раменский деликатес» — 1%, «Иван Мясоедов» — 1% и «Черкизово» — 1% (рис. 3). Также 6% респондентов приобретают мясной фарш на рынке.
71% опрошенных потребителей покупают свиной фарш по стоимости 250–400 рублей за килограмм, 14% — по стоимости до 250 рублей за килограмм, 1% — по стоимости от 400 рублей за килограмм. Остальные 14% респондентов не покупают свиной фарш.
При выборе мясного фарша потребители в первую очередь обращают внимание на внешний вид (71%) и состав продукта (85%) (рис. 4). Второстепенное значение для опрошенных имеют упаковка (46%), цена (54%) и торговая марка (44%) (рис. 5).