По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.923

Исследование параметров шероховатости поверхности при шлифовании титановых сплавов

Носенко В.А. д-р техн. наук, профессор, е-mail: nosenko@volpi.ru; Волгоградский государственный технический университет», филиал в Волжском (Волгоградская обл.);
Буренина А.П. магистрант, е-mail: anburenina@mail.ru, Волгоградский государственный технический университет», филиал в Волжском (Волгоградская обл.);
Кременецкий Л.Л. аспирант, е-mail: kreleonid@yandex.ru; Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, 404121, Волжский, Волгоградская обл., Энгельса ул., д. 42а, 400005, Волгоград, пр. им. Ленина, д. 28
Сердюков Н.Д. аспирант, е-mail: serdyukov-nikita@mail.ru; Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, 404121, Волжский, Волгоградская обл., Энгельса ул., д. 42а, 400005, Волгоград, пр. им. Ленина, д. 28
Кузнецов С.П. аспирант, е-mail: cemen1894@yandex.ru, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, 404121, Волжский, Волгоградская обл., Энгельса ул., д. 42а, 400005, Волгоград, пр. им. Ленина, д. 28

Статья посвящена исследованию влияния режимов шлифования титанового сплава высотных, шаговых, а также связанных с формой неровности профиля параметров шероховатости обрабатываемой поверхности. Установлено, что значения параметров шероховатости снижаются с уменьшением подачи на глубину и уменьшением скорости подачи стола. Все высотные параметры шероховатости при шлифовании кругами различной твердости в равной степени реагируют на изменение режима. Изменение твердости круга не оказывает влияния на шаговые параметры L, Lo, S. Наибольшее изменение шагового параметра Xq происходит с переходом от получистового к чистовому режиму вне зависимости от твердости круга. Коэффициент корреляции между параметрами шероховатости при шлифовании кругами различной твердости определяет связь как высокую.

Литература:

1. Богуцкий Б.В., Дзюбаба Р.Н., Новоселов Ю.К. Влияние технологических факторов на параметры шероховатости поверхности при обработке абразивными инструментами // Механики XXI веку. — 2017. — № 1. — C. 33–37.

2. Васенко Н.П., Головня Ю.П. Исследование влияния процесса шлифования с использованием импортных СОЖ на эксплуатационные характеристики деталей // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=9341.

3. Носенко В.А. К вопросу об интенсивности контактного взаимодействия d-переходных металлов с карбидом кремния при шлифовании // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2002. — № 5. — С. 78–84.

4. Носенко С.В. Влияние СОТС и твердости круга на коэффициент шлифования и шероховатость поверхности при обработке титанового сплава / С.В. Носенко, В.А. Носенко, Л.Л. Кременецкий, Н.Д. Сердюков // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 12–3 (54). — C. 156–161.

5. Носенко С.В., Носенко В.А., Сердюков Н.Д., Кременецкий Л.Л. Влияние твердости высокопористого круга на износ инструмента и шероховатость поверхности при шлифовании титанового сплава // Известия ВолгГТУ. Сер. Прогрессивные технологии в машиностроении. — Волгоград, 2016. — № 14 (193). — C. 29–33.

6. Носенко С.В., Носенко В.А., Кременецкий Л.Л., Буренина А.П. и др. Влияние твердости круга из карбида кремния и состава СОЖ на параметры шероховатости поверхности при шлифовании титанового сплава // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 9. — C. 53–57.

7. Полетаев В.А., Волков Д.И. Глубинное шлифование лопаток турбин. — М.: Машиностроение, 2009. — 272 с.

8. Солер Я.И., Май Д.Ш. Выбор абразивных кругов при маятниковом шлифовании деталей из титанового сплава ВТ22 по высотным параметрам шероховатости // Обработка металлов. — 2015. — № 4 (69). — С. 18–30.

9. Солер Я.И., Казимиров Д.Ю. Прогнозирование опорной площади микрорельефа деталей переменной жесткости при плоском шлифовании // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2006. — № 3. — C. 69–75.

10. Старков В.К. Шлифование высокопористыми кругами. — М.: Машиностроение, 2007. — 688 с.

11. D.T. Curtis, S.L. Soo, D.K. Aspinwall, A.L. Mantle. Evaluation of workpiece surface integrity following point grinding of advanced titanium and nickel based alloys. Procedia CIRP, 2016, vol. 45, pp. 47–50.

12. D. Novovic, D.K. Aspinwall, R.C. Dewes, P. Bowen. The effect of surface and subsurface condition on the fatigue life of Ti — 25V — 15Cr — 2Al — 0.2C %wt alloy. CIRP Annals-Manufacturing Technology, 2016, vol. 65, pp. 523–528.

13. R. Hood, F. Lechner, D.K. Aspinwall, W. Voice. Creep feed grinding of gamma titanium aluminide and burn resistant titanium alloys using SiC abrasive. International Journal of Machine Tools and Manufacture, 2007, vol. 47, no. 9, pp. 1486–1492.

14. Xipeng Xu, Yiqing Yu. Mechanisms of abrasive wear in the grinding of titanium (TC4) and nickel (K417) alloys. Wear, 2003, vol. 255, no. 7, pp. 1421–1426.

Шлифование — это процесс абразивной обработки, необходимый для получения ответственных деталей из титановых сплавов, применяемых в авиационной и судостроительной промышленности. В качестве мер обеспечения эффективности процесса рассматривают выбор оптимальных режимов шлифования [1–13], применение высокопористого абразивного инструмента [10] и использование смазочно-охлаждающих жидкостей [2, 4]. Соблюдение данных мер необходимо в условиях высокой адгезионной активности титановых сплавов [3, 12, 14], затрудняющей получение поверхности с заданными параметрами шероховатости.

Ключевое влияние на шероховатость оказывает режим шлифования. Некоторые научные работы содержат результаты исследования влияния условий обработки на параметр Ra [1, 5, 8, 11], когда исследование прочих высотных, а также шаговых и гибридных параметров тоже находится в сфере интересов научного сообщества [6, 9]. Актуальным видится дальнейший анализ влияния таких факторов, как твердость круга и режим обработки, на параметры шероховатости поверхности титанового сплава.

В качестве обрабатываемого материала выбран титановый сплав ВТ9. Размер образцов 46,5×38×16 мм. Шлифование проводили на прецизионном плоскошлифовальном станке с ЧПУ CHEVALIER модели Smart-B1224III. Для обработки использовались высокопористые круги из карбида кремния 64CF100G12V и 64CF100I12V производства ОАО «Волжский абразивный завод» (далее круги G и I). Каждый опыт повторяли три раза.

Режимы обработки выбраны с учетом производственного опыта: подача на глубину St = 0,15 мм, число проходов n = 12, скорость подачи стола vs = 400 мм/мин (режим 1, черновой); St = 0,1 мм, n = 12, vs = 500 мм/мин (режим 2, получистовой); St = 0,05 мм, n = 12, vs = 500 мм/мин (режим 3, чистовой); St = 0 мм, n = 2, vs = 500 мм/мин (режим 4, выхаживание). Скорость шлифования — 25 м/с.

Перед каждым опытом периферию абразивного круга правили алмазнометаллическим карандашом 3908–0051 ГОСТ 607–80: вертикальная подача 0,010 мм/ход, поперечная скорость перемещения — 150 мм/мин.

Для Цитирования:
Носенко В.А., Буренина А.П., Кременецкий Л.Л., Сердюков Н.Д., Кузнецов С.П., Исследование параметров шероховатости поверхности при шлифовании титановых сплавов. Главный механик. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: