Одним из важных направлений профилактики неинфекционных заболеваний обучающихся является информационнопросветительская деятельность образовательных организаций по формированию у них культуры здорового образа жизни. Решение этой задачи требует всестороннего анализа условий и факторов, влияющих на принятие и закрепление здорового образа жизни обучающихся. Среди них и вопросы организации здорового режима дня. Режим является важнейшим условием сохранения здоровья, физического развития, повышения работоспособности и успеваемости школьников. В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, чередование отдельных элементов режима: подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, ежедневных прогулок и т. д. Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
– разумное чередование труда и отдыха;
– регулярный прием пищи;
– сон определенной продолжительности с точным временем подъема и отхода ко сну;
– соблюдение времени для утренней гимнастики и гигиенических процедур;
– определенное время для приготовления домашних заданий;
– определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Наряду с внешними факторами (влияние семьи, школы, СМИ и других источников информации, условий жизни) на соблюдение школьниками режима дня оказывают влияние и субъективные, личностные факторы, и прежде всего отношение школьников к ценности здоровья и здорового образа жизни, которое и определяет личный опыт организации режима дня.
Ежегодный мониторинг отношения обучающихся к здоровому образу жизни проводится в общеобразовательных организациях ЗелАО г. Москвы с 2015 г. в рамках совместного проекта Московского городского университета и общеобразовательных организаций в направлении создания единой профилактической среды для детского населения округа. Его результаты позволяют оценивать динамику объективных и субъективных показателей отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни, учитывать их в формировании и корректировке программ гигиенического воспитания в образовательных организациях округа [1].