По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 671.47

Исследование отношения школьников к соблюдению режима дня как важнейшему фактору, определяющему здоровый образ жизни

Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва; ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Е-mail: leoden51@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: sjelene@yandex.ru
Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: avramenko_vg @mail.ru

В статье анализируются результаты эмпирического исследования динамики представлений, мотивации и здоровьесохраняющего поведения школьников применительно к соблюдению требований режима дня. Особое внимание в статье уделено возрастным особенностям отношения к режиму, факторам, влияющим на соблюдение режима современными школьниками, а также основным направлениям воспитания культуры здоровья школьника.

Литература:

1. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве // Санитарный врач. — 2017. — № 10 (164). — С. 20–31.

2. Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Денисов Л. А. Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни // Санитарный врач. — 2019. — № 4. — С. 56–66.

3. Диагностика и формирование стиля здорового образа жизни учащихся и студенческой молодежи / Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Маркосян А. А., Авчинникова С. О., Савичева Н. М., Елисеев А. П. Коллективная монография. — М., 2014.

4. Нехорошева Е. В. Проектный подход к управлению надежной и безопасной для развития школой // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». — 2019. — № 1 (19). — С. 90–98.

5. Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г., Денисов Л. А. Оценка готовности педагогического сообщества к командному взаимодействию в сохранении и укреплении здоровья обучающихся // Здоровьеформирующая среда в современной школе: сб. науч. статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции / сост. и отв. ред. И. В. Рябова. М.: МГПУ, 2018. — С. 34–42.

Одним из важных направлений профилактики неинфекционных заболеваний обучающихся является информационнопросветительская деятельность образовательных организаций по формированию у них культуры здорового образа жизни. Решение этой задачи требует всестороннего анализа условий и факторов, влияющих на принятие и закрепление здорового образа жизни обучающихся. Среди них и вопросы организации здорового режима дня. Режим является важнейшим условием сохранения здоровья, физического развития, повышения работоспособности и успеваемости школьников. В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, чередование отдельных элементов режима: подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, ежедневных прогулок и т. д. Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

– разумное чередование труда и отдыха;

– регулярный прием пищи;

– сон определенной продолжительности с точным временем подъема и отхода ко сну;

– соблюдение времени для утренней гимнастики и гигиенических процедур;

– определенное время для приготовления домашних заданий;

– определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Наряду с внешними факторами (влияние семьи, школы, СМИ и других источников информации, условий жизни) на соблюдение школьниками режима дня оказывают влияние и субъективные, личностные факторы, и прежде всего отношение школьников к ценности здоровья и здорового образа жизни, которое и определяет личный опыт организации режима дня.

Ежегодный мониторинг отношения обучающихся к здоровому образу жизни проводится в общеобразовательных организациях ЗелАО г. Москвы с 2015 г. в рамках совместного проекта Московского городского университета и общеобразовательных организаций в направлении создания единой профилактической среды для детского населения округа. Его результаты позволяют оценивать динамику объективных и субъективных показателей отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни, учитывать их в формировании и корректировке программ гигиенического воспитания в образовательных организациях округа [1].

Для Цитирования:
Денисов Леонид Анатольевич, Нехорошева Елена Владимировна, Авраменко Вера Григорьевна, Исследование отношения школьников к соблюдению режима дня как важнейшему фактору, определяющему здоровый образ жизни. Санитарный врач. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: