Открытость новому и прогрессивность мировосприятия всегда были отличительной особенностью молодежи как социальной группы. Отсутствие заданных опытом установок, а иногда и определенная степень оппортунизма по отношению к традициям лежат в основе ее значительного инновационного потенциала. В этом смысле молодежь относится к наиболее «продвинутой» части общества, задавая новые тренды в различных жизненных сферах.
Ресурсный потенциал молодежи обусловливает особый интерес общества к вопросам ее активности на рынке труда и трудовой занятости. Обладая значительным потенциалом, молодые люди являются наиболее незащищенной и социально уязвимой социальной группой. Проблема невостребованности человеческого капитала молодых специалистов — выпускников профессиональных колледжей и вузов в последнее время особо обострилась. Согласно исследованиям Минтруда России, до 80 % выпускников вузов испытывают затруднения с трудоустройством [1]. Осложняет ситуацию фиксируемое экспертным сообществом проявление феномена NEET как особой социальной группы в молодежной среде. Все это стимулирует поиски новых способов и подходов работы с молодежью для оптимального снижения рисков перехода молодых людей в данную категорию.
Согласно исследованиям Минтруда России, до 80% выпускников вузов испытывают затруднения с трудоустройством.
Феномен NEET впервые был представлен общественности в 1999 г. в докладе Комиссии по вопросам социального отчуждения правительства Великобритании. Как мировая тенденция в современной молодежной среде, явление NEET получило свои названия в разных странах: disconnected youth, или «отключенная молодежь»; «хикикомори», или «нахождение в уединении», la generaciоn Ni-Ni, или «не учатся, не работают» и т. д.
В России Роскомстат формализовал определение в 2010 г.; официально в нашей стране чаще используется определение, данное Европейской комиссией по вопросам занятости, согласно которому NEET — это группа молодежи, которая не вовлечена ни в сферу занятости, ни в сферу образования или профессиональной подготовки. На начало 2025 г. в России данная социальная группа составляла около 24,3 млн человек1. Несмотря на отсутствие данных официального мониторинга российской NEET-молодежи, ранее эксперты прогнозировали увеличение численности группы NEET до 11–12 % от общей численности населения уже к концу 2025 г. [2]. Согласно Стратегии молодежной политики РФ на ближайшие пять лет, доля молодого поколения в возрасте 18–25 лет увеличится примерно на 2,7 млн человек. Это обусловливает потребность в активизации работы с молодежью для вовлечения ее в трудовую общественно значимую деятельность.