По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.6

Исследование мотивационного профиля выпускников общеобразовательных организаций Свердловской области в свете готовности к трудовой деятельности

Сербина Наталия Витальевна канд. ист. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
Попова Анастасия Александровна магистрант кафедры педагогики, Уральский Федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 620000, Россия, г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 51

Статья посвящена проблеме готовности старшеклассников к активной созидательной деятельности на фоне роста численности в молодежной среде представителей группы NEET. Обоснована актуальность проблемы для общества и экономики, представлены ведущие направления изучения данной социальной группы. Целью исследования стало формирование мотивационного профиля выпускников школ на основе оценки их универсальных компетенций. Готовность к трудовой деятельности рассматривалось с помощью оценки уровня трудовой грамотности выпускников, их знаний и навыков в области трудовой деятельности, позволяющих принимать осознанные решения и достигать трудового благополучия. Эмпирической базой послужили результаты проведенного осенью 2024 г. тестирования студентов первого года обучения Уральского государственного экономического университета. Полученные результаты позволили ранжировать универсальные компетенции участников тестирования по степени их проявленности и определить наиболее проблемные навыки респондентов, нуждающиеся в корректировке. Сделан вывод о необходимости принятия превентивных мер для снижения рисков попадания молодежи в категорию NEET. Результаты исследования будут полезны для специалистов-профориентологов.

Литература:

1. Волосков И. В., Валлис И. Молодежь и рынок труда: технологические аспекты преодоления молодежной безработицы // In Situ. — 2024. — № 2. — С. 140–141.

2. Яковлева Е. А., Галахова А. А. Феномен NEET современного поколения и его влияние на макроэкономические показатели // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 196–201.

3. Берновская Л., Есикава М., Талалова Л. Н. Проблемы самореализации личности в цифровую эпоху // Вестник МНЭПУ. — 2019. — № S1. — С. 630–632.

4. Демиденко С. Ю. О проблеме активизации человеческого потенциала NEET-молодежи // Социологические исследования. — 2022. — № 12. — С. 150–156. DOI: 10.31857/S013216250023349-6.

5. Тугускина Г. Н. Влияние поколения NEET на обеспечение технологического суверенитета России // Экономика образования. — 2024. — № 1 (140). — С. 102–112.

6. Анцупова А. С. Проблемы современной молодежи как одна из причин молодежной безработицы // Научные дискуссии. — 2024. — Т. 4. — № 1. — С. 51–54.

7. Крицкая А. А., Меликян А. Г., Грачев П. В. Причины возникновения безработицы в молодежной среде и пути их решения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2023. — № 5 (156). — С. 114–120.

8. Демонова Я. О. Профессиональная культура молодежи поколения NEET // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2024. — № 2 (339). — С. 110–117. DOI: 10.53598/2410-3691-2024-2-339-110-117.

9. Левин Д. А. Новые подходы и инструменты в области содействия занятости студенческой молодежи // Прогресс человечества. — 2023. — Т. 9. — № 4. — С. 7. DOI: 10.34709/IM.194.7.

10. Ксоба Ю., Херрманн П. "Losers, good Guys, Cool kids" the everyday lives of early school leavers // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2017. — № 6 (142). — С. 295–312. DOI: 10.14515/ monitoring.— 2017. — № 6. — С. 15.

11. Исакова К. Л. Образовательные стратегии выпускников общеобразовательных организаций Свердловской области // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2023. — № 1 (50). — С. 37–44.

12. Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПО-ПМ / Е. Э. Бойкина, Р. В. Чиркина, Д. В. Чумаченко и др.// Психология и право. — 2024. — Т. 14. — № 1. — С. 53–71. DOI: 10.17759/ psylaw.2024140104.

13. Besschetnova O. V., Naberushkina E. K. Family values: youth’s attitudes vs older generation // Semiotic Studies. — 2024. — Vol. 4. — No. 4. — P. 100–107. DOI: 10.18287/10.18287/2782-2966-2024-4-4-100-107.

14. Долженко С. Б., Долженко Р. А. Трудовая грамотность как новое направление развития компетенций молодежи // Педагогическое образование в России. — 2023. — № 3. — С. 21–31.

15. Сербина Н. В., Чудиновских М. В. Исследование сформированности надпрофессиональных компетенций студентов экономических специальностей первого года обучения в вузе // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2023. — Т. 21. — № 3. — С. 59–68. DOI: 10.24147/1812-3988.

16. Сулейманова Р. Р. Современная молодежь в сетевом пространстве: угрозы и риски // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 2: Психологические и философские науки. — 2024. — № 1 (1). — С. 82–88. DOI: 10.54351/25876074-2024-1-1-82.

17. Blem V. А., Frolova N. P. The impact of the Internet on today’s youth // The impact of the newest technology, the media and the internet on education, language and culture: Proceedings of the IV All-Russian (with international participation) scientific and practical student conference, Moscow, 22 ноября 2022 г. — Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2023. — P. 36–38.

18. Атаев З. В. Молодежь как социальная группа и ее особенности // Актуальные исследования. — 2025. — № 5-1 (240). — С. 62–68.

19. Alekseenkova A. U., Stepanova V. E. Youth as an object of social work // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. — 2024. — No. 1. — P. 583–587.

20. Буланова М. Б., Артамонова Е. А. NEET-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2022. — Т. 22. — № 1. — С. 113–125. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-113-125.

21. Разинкова О. И. Особенности социальных и ценностных ориентаций современной молодежи (что такое поколение NEET) // Позиция. Философские проблемы науки и техники. — 2024. — № 21. — С. 86–93.

22. Талалова Л. Н. Проблемы самореализации личности в современном социокультурном информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2019. — № 11 (19). — С. 212–213. EDN XCFJKN.

23. Газимагомаева А. А. Молодежная безработица в России: некоторые особенности в современном мире // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. — 2022. — № 2 (28). — С. 92–97.

24. Студеникина Е. С. Молодежь и общественные институты: проблема доверия и взаимодействия // Социология риска и безопасности: актуальные угрозы и поиск ответов: Сборник научных трудов Всероссийской научнопрактической конференции, Краснодар, 18 октября 2024 г. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. — С. 200–206.

Открытость новому и прогрессивность мировосприятия всегда были отличительной особенностью молодежи как социальной группы. Отсутствие заданных опытом установок, а иногда и определенная степень оппортунизма по отношению к традициям лежат в основе ее значительного инновационного потенциала. В этом смысле молодежь относится к наиболее «продвинутой» части общества, задавая новые тренды в различных жизненных сферах.

Ресурсный потенциал молодежи обусловливает особый интерес общества к вопросам ее активности на рынке труда и трудовой занятости. Обладая значительным потенциалом, молодые люди являются наиболее незащищенной и социально уязвимой социальной группой. Проблема невостребованности человеческого капитала молодых специалистов — выпускников профессиональных колледжей и вузов в последнее время особо обострилась. Согласно исследованиям Минтруда России, до 80 % выпускников вузов испытывают затруднения с трудоустройством [1]. Осложняет ситуацию фиксируемое экспертным сообществом проявление феномена NEET как особой социальной группы в молодежной среде. Все это стимулирует поиски новых способов и подходов работы с молодежью для оптимального снижения рисков перехода молодых людей в данную категорию.

Согласно исследованиям Минтруда России, до 80% выпускников вузов испытывают затруднения с трудоустройством.

Феномен NEET впервые был представлен общественности в 1999 г. в докладе Комиссии по вопросам социального отчуждения правительства Великобритании. Как мировая тенденция в современной молодежной среде, явление NEET получило свои названия в разных странах: disconnected youth, или «отключенная молодежь»; «хикикомори», или «нахождение в уединении», la generaciоn Ni-Ni, или «не учатся, не работают» и т. д.

В России Роскомстат формализовал определение в 2010 г.; официально в нашей стране чаще используется определение, данное Европейской комиссией по вопросам занятости, согласно которому NEET — это группа молодежи, которая не вовлечена ни в сферу занятости, ни в сферу образования или профессиональной подготовки. На начало 2025 г. в России данная социальная группа составляла около 24,3 млн человек1. Несмотря на отсутствие данных официального мониторинга российской NEET-молодежи, ранее эксперты прогнозировали увеличение численности группы NEET до 11–12 % от общей численности населения уже к концу 2025 г. [2]. Согласно Стратегии молодежной политики РФ на ближайшие пять лет, доля молодого поколения в возрасте 18–25 лет увеличится примерно на 2,7 млн человек. Это обусловливает потребность в активизации работы с молодежью для вовлечения ее в трудовую общественно значимую деятельность.

Для Цитирования:
Сербина Наталия Витальевна, Попова Анастасия Александровна, Исследование мотивационного профиля выпускников общеобразовательных организаций Свердловской области в свете готовности к трудовой деятельности. Кадровик. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: