Реабилитация в онкологии направлена на поддержание физического и эмоционального благополучия пациента как во время активного лечения, так и в периоды ремиссии. В настоящее время онкологическая реабилитация находится в переходном периоде между клиническими исследованиями и установленными стандартами оказания помощи. Ожидается, что этот переход займет значительное время, учитывая сложность и разнообразие потребностей онкологических пациентов в восстановлении и сохранении функций [1].
К настоящему моменту собралось достаточное количество объективных клинических свидетельств о пользе реабилитационных мероприятий к онкологическим пациентам, однако конкретные руководящие принципы по тому, как и когда их применять в настоящий момент, отсутствуют [2].
В литературе о реабилитации в онкологической практике можно выделить несколько основных направлений, таких как физическая активность, нутритивная поддержка, физиотерапия, поведенческая терапия, психотерапия и обучение [3–7]. Однако у исследователей в этой области существуют значительные препятствия, связанные с объективной оценкой и измерением эффекта на качество жизни пациента. Исследования, проведенные Tiziano Innocenti и соавторами, указывают на неполноту отчетности в области реабилитационных исследований и связанный с этим риск систематической ошибки [8].
В настоящее время большинство исследований в области реабилитационных мероприятий уделяют внимание пациентам, получающим химиотерапию. Однако с ростом популярности иммунотерапии в сфере онкологического лечения возникает необходимость в новых исследованиях, чтобы определить роль реабилитации в контексте применения ингибиторов иммунных контрольных точек. Интересно отметить гипотезу, предложенную рядом авторов, которая указывает на связь между снижением нутритивного статуса, системным воспалением и эффективностью иммунотерапии. В их исследовании они провели анализ на основе данных из 629 пациентов с разными видами раковых опухолей, таких как рак легкого и меланома, и оценили значения индекса массы тела (ИМТ) и прогностического нутритивного индекса (PNI) до начала лечения. Результаты исследования показали, что снижение ИМТ до начала лечения и низкое значения PNI были связаны с негативным воздействием на общий и точный ответ на терапию, а также с снижением общей и безрецидивной выживаемости пациентов [9].