По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616–075.8

Исследование как источник доказательств

Рыбачок Оксана Александровна ГБУЗ РК «Керченская городская детская больница», заместитель главного врача по клинико-экспертной работе E-mail: Rubachok1-1973@mail.ru

В статье представлены основные источники доказательств, которые являются неотъемлемой частью современной медицинской практики — прежде всего, контролируемые клинические исследования. Представлено понятие гипотезы исследования, изучаемых факторов, систематических и случайных ошибок. Представлена классификация ошибок, описан дизайн их основных разновидностей. Обсуждаются вопросы методологического уровня планирования, проведения и оценки результатов исследования, их представления в рецензируемые медицинские издания. Особое внимание уделяется проблемам внешней и внутренней валидности исследования, статистического и клинического значения их результатов.

Литература:

1.Вербицкая Е. В. Доказательная медицина: основные понятия, принципы поиска и оценки информации. — Саратов: СГМУ, 2017. — 35 с.

2.Гринхальд Т. И. Основы доказательной медицины / под ред. И. Н. Денисова, К. И. Сайткулова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 288 с.

3.Каграмян И. Н. Доказательная медицина и реальная клиническая практика // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2015. — № 2 — С. 18–25.

4.Котельников Г. П. Доказательная медицина. Научно обоснованная медицинская практика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 239 с.

5.Петров В. И., Негода С. В. Медицина, основанная на доказательствах. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 144 с.

6.Чижова Г. В. Доказательная медицина — основа современного здравоохранения. — Хабаровск: ИПКСЗ, 2013. — 299 с.

7.Хенеган К. Доказательная медицина: карманный справочник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 125 с.

Хорошо известно, что доказательный подход в современной медицинской практике предусматривает принятие управленческих решений на основе трех важных составляющих — опыта врача, выбора пациента и учета лучших доступных внешних доказательств, которыми в первую очередь, являются факты, полученные в контролированных клинических исследованиях высокого методологического качества.

Неотъемлемой составляющей частью исследований являются гипотезы, которые выдвигаются и на этапе их планирования, и при обсуждении результатов. Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное допущение, которое выдвигается для пояснения процессов и явлений, требует проверки в эксперименте и подтверждения фактами для своего заключительного утверждения или отрицания как теоретическое положение. Научные гипотезы связаны с разработкой прогнозов и выдвижением новых теорий [3].

Именно проверке гипотез, а также определению силы доказательств их истинности посвящены количественные исследования. Качественные проводятся с целью обработки или пересмотра гипотез на основании изучения большого количества вопросов, а также для определения приоритетов для дальнейших исследований.

Выдвижение гипотезы, которой можно возразить с дальнейшей ее проверкой, называется гипотезо-дедуктивным подходом в науке. Допущение отсутствия разницы между основной и контрольной группами называется нулевой гипотезой (Н0). Ее формулируют следующим образом: «Допустим, что разница между двумя выборками, оцененными по их средним значениям, отсутствует; попробуем возразить этому допущению». Гипотеза Н утверждает противоположное [2].

Принятие нулевой гипотезы означает, что выявленная разница между выборками является случайной, отклонение нулевой гипотезы — разница не является случайной.

Вероятность ошибочного отклонения нулевой гипотезы называется альфа-ошибкой, и уровень статистической значимости выявленных отличий обозначают как величина р (или рα). Вероятность ошибочного принятия нулевой гипотезы называется бета-ошибкой. Соответственно, величина рβ — вероятность бета-ошибки.

Для Цитирования:
Рыбачок Оксана Александровна, Исследование как источник доказательств. ГЛАВВРАЧ. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: