Дата поступления рукописи в редакцию: 28.08.2025
Дата принятия рукописи в печать: 12.09.2025
Введение. Товароведение, как отрасль социальной деятельности в условиях транзита технологии индустриализации питания занимает крайне значимую нишу проектирования технологии питания в соответствии с его реальными потребностями человека.
Бурное развитие технологий в пищевой и смежных отраслях наряду с открывающимися новыми возможностями, создает и угрозы формирования нерационального, несбалансированного, не отвечающего индивидуальным потребностям человека потребления.
Регулирование рынка продовольствия в значительной степени осуществляется в плоскости экономической эффективности, а не гуманистической целесообразности. Принцип экономической эффективности всегда является более динамичным, а принцип гуманистической целесообразности — более инерционным, поскольку связан с высокой лабильностью социального сознания. Выравнивание конкурентоспособности указанных плоскостей прогресса пищевых технологий может быть реализовано только на основе создания устойчивой, научно обоснованной разумно консервативной теории питания в соответствии с принципом гуманистической целесообразности.
Феноменологическим основанием этого принципа является формирующуюся в настоящее время в рамках теории оптимального питания [1] «Теория проактивного питания» [2].
Теория проактивного питания предусматривает разработку системы проектирования продуктов, рационов и комплексных технологий продовольственного обеспечения населения, обеспечивающих купирование и предупреждение возникновение болезненных состояний.
Базовым принципом теории проактивного питания является разработка рационов питания, адекватно соответствующих фактическим нутриентным потребностям в данный временной период.
Следствием указанного принципа является необходимость разработки гибкой системы «перенастройки» рациона питания в возможно более широком диапазоне изменения нутриентной, энергетической, информационной и психоэмоциональной ценности.