Рынок стоматологических услуг Москвы является крупнейшим в России. Структура московского рынка платных медицинских услуг выглядит следующим образом — на деятельность лечебных учреждений в 2014 г. приходилось около 44 %, на врачебную практику — 29 %, на стоматологическую практику — чуть менее 2 %, и 25 % приходилось на прочую деятельность по охране здоровья.
Объем и динамика московского рынка стоматологических услуг в 2010–2014 гг. представлены на рис. 1.
Большинство столичных негосударственных клиник расположены в Центральном административном округе (33,9 %). Второе и третье место по насыщенности коммерческими клиниками делят Южный (12,7 %) и Юго-Западный (9,7 %) административные округа [2].
Основными игроками рынка стоматологических услуг являются сетевые клиники. Ниже приведены основные сетевые клиники в Москве (рис. 2). Как видим, рынок стоматологических услуг в Москве весьма конкурентный. По данным экспертов, насыщенность рынка составляет около 80 % [1].
Сравнительная характеристика цен на некоторые услуги стоматоло гии в Москве и других регионах России показала, что самый высокий показатель средней потребительской цены на лечение кариеса в 2014 г. был зафиксирован в Москве — 2 879 руб. за шт., самый низкий — в Тульской области (427 руб. за шт.). Самый высокий показатель средней потребительской цены на удаление зуба под местным обезболиванием в 2014 г. был зафиксирован в Москве — 2483 руб. за шт., самый низкий — в Курской области (225 руб. за шт.) [1].
Проведенный контет-анализ сайтов московских стоматологических клиник позволил выявить факторы, которые влияют на развитие стоматологических клиник столицы, а следовательно, и на развитие рынка стоматологических услуг в целом. Контет-анализ (от англ. conten — «содержание») — это специальный достаточно строгий метод качествено-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами [3]. Факторы, выявленные в ходе контет-анализа, перечислены ниже.