Парк двигателей переменного тока в различных отраслях весьма велик, при этом большинство из них до сих пор включаются в работу путем прямого подключения к сети. Известно, что метод пуска асинхронных или синхронных электродвигателей прямым подключением к сети имеет три серьезных недостатка – влияние на сам двигатель, на сеть и на технологический процесс.
Влияние на сам двигатель сопровождается пиковыми бросками тока в переходном процессе пуска (6-7-кратные по отношению к номинальному). Они приводят к значительным усилиям на проводники, расположенные в лобовых частях обмотки электродвигателя, и, как следствие, – к ослаблению бандажирования обмотки, постепенному нарушению (перетиранию) изоляции и преждевременному выходу двигателя из строя по причине короткого замыкания витков обмотки [1].
Влияние на питающую сеть сказывается при питании от автономных генераторов. Особенно в конце линии электропередачи, падение напряжения на внутреннем сопротивлении источника питания и этой линии при протекании больших пусковых токов приводит к просадке напряжения в сети. Это отрицательно сказывается на работе другого подключенного к ней оборудования (компьютеры, связь, терминалы релейной защиты и др.), а сам двигатель может не запуститься из-за снижения его момента пропорционально квадрату просадки напряжения.
Влияние на технологический процесс проявляется при пиковых моментах переменного знака, развиваемых двигателем при пуске (4-5-кратные по отношению к номинальному). Это приводит к постепенному увеличению зазоров в механических соединениях между двигателем и механизмом. В ряде случаев вредно сказываются на технологическом процессе, где такие механические нагрузки недопустимы (например, магистральные конвейеры, когда происходит вытягивание приводного ремня, вентиляторы и смесители в случае опасности деформирования лопастей, системы транспортировки развешанных, уложенных или хрупких материалов при возможности их раскачивания, падения или рассыпания и т. д.) [2–4].