По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331+656.13

Исследование эксплуатационных свойств смесей нефтяного дизельного и биодизельного топлива

А. Л. Пенкин канд. техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
А. А. Воробьев д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru

Применение биодизельного топлива открывает широкие возможности для экономии нефтяных ресурсов, рационального использования отходов растительного происхождения и уменьшения экологического воздействия транспортных двигателей [1]. С целью расширения сферы его применения необходимо провести исследования, раскрывающие как его преимущества, так и недостатки.

Литература:

1. Использование альтернативных видов топлива на железнодорожном транспорте / М.В. Буйлова, Э.З. Ломтадзе, Е.Е. Рубеж // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2021. — № 2(56). — С. 15–20.

2. Физико-химические свойства биодизельного топлива и способы их изменения / С.В. Романцова, А.Ю. Корнев, С.А. Нагорнов, А.П. Ликсутина // Наука в центральной России. — 2019. — № 5(41). — С. 110–118.

3. Улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива / Д.Ф. Осипенко, Е.В. Грохотова, Г.М. Сидоров, Э.Н. Фатхутдинова // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. — 2019. — № 4. — С. 110–124.

4. Муздыбаева А.С., Муздыбаев М.С., Мырзабекова Д.М., Яковлев В.С. Исследование низкотемпературных свойств дизельного топлива марки ДТ-Л-К4 при изменении его состава на основе добавления присадок // Труды университета. — 2022. — № 2(87). — С. 203–210.

5. Иовлева Е.Л. Воздействие депрессорно-диспергирующей присадки Dewaxol 7801 на летнее дизельное топливо // Вестник ВГУИТ. — 2021. — №2 (88). — С. 180–183.

6. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив / В.С. Смирнов, А.Л. Пенкин // Техника и технология транспорта. — 2023. — № 3(30).

7. Булатов А.В., Роготнев А.С. Разработка государственных стандартных образцов фракционного состава нефтепродуктов // Эталоны. Стандартные образцы. — 2006. — №3 — С. 31–35.

Поскольку физико-химические свойства метиловых эфиров жирных кислот отличаются от свойств нефтяного дизеля, такое исследование должно включать их оценку лабораторными методами, а также оценку эксплуатационных свойств [1, 2]. Для проведения эксперимента были взяты образцы товарного зимнего нефтяного дизельного топлива марки ДТ-З-К5 второго класса, биодизельного топлива на основе отработанного фритюрного (В100 «фритюр») и пальмового масел (В100 «пальма»), поставленного предприятием химической промышленности «АВК-ХИМ», и депрессорно-диспергирующей присадки «OFI 8863» фирмы Innospec (ДДП), которая была предоставлена одним из нефтеперерабатывающих заводов.

Были приготовлены следующие смеси условного биодизельного топлива:

1. B6 «фритюр» (94% ДТ-З и 6% биодизеля из очищенного фритюрного масла),

2. B20 «фритюр» (80% ДТ-З и 20% «фритюр»),

3. B50 «фритюр» (50% ДТ-З и 50% «фритюр»),

4. B6 «фритюр» с ДДП,

5. B20 «фритюр» с ДДП,

6. B50 «фритюр» с ДДП,

7. B6 «пальма» с ДДП (94% ДТ-З и 6% биодизеля из очищенного пальмового масла),

8. B20 «пальма» с ДДП (80% ДТ-З и 20% биодизеля «пальма»)

Смеси В6 и В20 готовились по объему в соответствии с требованиями ГОСТ 33131–2014 «Смеси биодизельного топлива (B6–B20). Технические требования» в мерном стакане с помощью магнитной мешалки. Смесь В50 создавалась идентичным методом в исследовательских целях. При этом сразу же наблюдалось образование гомогенной смеси, в том числе и по истечении длительного времени. Оптимальной дозировкой депрессорно-диспергирующей присадки на НПЗ считается 0,6–1,0 кг на 1 т [3]. Введение присадки производилось в рекомендуемой пропорции 0,06% масс. для смесей биодизеля из очищенного фритюрного масла и 0,1% масс. пропорции для смесей биодизеля из очищенного пальмового масла. Для улучшения текучести и смешиваемости присадки, имеющей в нормальных условиях желеобразную форму, а также увеличения эффекта ее действия, образцы топлива и ДДП были предварительно разогреты до 60 — в сушильном шкафу.

Для Цитирования:
А. Л. Пенкин, А. А. Воробьев, Исследование эксплуатационных свойств смесей нефтяного дизельного и биодизельного топлива. Железнодорожник. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: