Важнейшая задача пищевой промышленности — это обеспечение населения высококачественными продуктами питания в широком ассортименте. В последнее время во всем мире наряду с производством безалкогольных напитков широкое распространение получили напитки, в основе которых содержатся растительные компоненты. Проблема создания новых видов продукции с широким спектром физиологического действия в настоящее время приобретает первостепенное значение [1].
Сок — продукт повседневного потребления, он имеет влияние на организм человека. Сок обладает лечебным и профилактическим действием. Это важный источник витаминов (витамин С, А, РР, В9, Е, В1), эфирных масел, дубильных веществ, поэтому регулярное потребление соков стимулирует процессы обмена веществ, увеличивает сопротивляемость организма к инфекциям, обеспечивает стойкость организма в стрессовых ситуациях [2].
При исследовании ассортимента соковой продукции на предприятии были исследованы производители соковой продукции, представленные в магазине, их процентное соотношение, процентное соотношение торговых марок, вкусов соковой продукции, упаковок по объему и соотношение видов соковой продукции для каждой из торговых марок.
При изучении ассортимента производителей соковой продукции, представленной на предприятии, было выявлено, что ассортимент соковой продукции компании ВиммБилль-Дан составляет 50 % всей соковой продукции, Мултон — 33 %, Лебедянский — 17 %.
При исследовании ассортимента торговых марок соковой продукции (рисунок 2), было выявлено, что соковая продукция торговой марки «Фруктовый сад» составляет 27 % всей соковой продукции, «Любимый сад» и «Добрый» по 18 %, «J7» и «Rich» по 13 %, «Я» — 11 %.
При исследовании ассортимента видов соковой продукции было установлено, что почти у всех торговых марок наибольшую часть составляют соки (рисунок 4).
По рисунку 5 видно, что большую часть всей соковой продукции в магазине составляет соковая продукция в упаковке объемом 1 литр.