Особенностью бухгалтерского учета и составления отчетности организациями бюджетной сферы1 на современном этапе является централизация. В соответствии с п. 6 ст. 264.1 БК РФ «по решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, обеспечение представления такой отчетности заинтересованным пользователям, могут быть переданы в соответствии с требованиями2 Правительства Российской Федерации соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования» (далее — централизованная бухгалтерия). С 1 января 2022 года «по решению Правительства Российской Федерации на основании обращения высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) указанные полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местной администрации), их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений могут быть переданы Федеральному казначейству в соответствии с требованиями3, установленными Правительством Российской Федерации»4.
Рассмотрим особенности централизованного учета на примере организаций бюджетной сферы федерального бюджета. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2020 № 1535 «Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы, свое подведомственное федеральное казенное учреждение “Центр по обеспечению деятельности Казначейства России” является централизованной бухгалтерией в отношении отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений»6.