Психическое здоровье населения остается одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Традиционные методы лечения и диагностики, такие как фармакотерапия и психотерапия, часто сталкиваются с ограничениями, связанными с доступностью специалистов, географическими барьерами и стигматизацией. В последние годы технологии в сфере цифрового здравоохранения играют все более значимую роль в области психического здоровья, способствуя улучшению диагностики и методов лечения. Эти инновации предоставляют новые возможности как для врачей-психиатров, так и для самих пациентов, особенно в условиях растущей потребности в доступной и высококвалифицированной медицинской помощи. Пандемия COVID-19 подчеркнула важность такого подхода, и медицинские учреждения начали применять новые решения. Однако возникает ряд вопросов о возможности соблюдения высоких стандартов предоставляемой людям помощи, о финансовых затратах, о гарантии защиты персональных данных пациентов, а также об отсутствии доступа и навыков пользования цифровыми устройствами. В итоге внедрение цифровых технологий становится не просто актуальным, но и жизненно необходимым, открывая новые возможности для оказания психиатрической помощи.
Цель обзора — анализ и обобщение имеющихся данных о применении цифровых медицинских технологий, как о инструменте улучшения психиатрической помощи.
Данный обзор включает в себя исследования, опубликованные в период с 2002 по 2025 гг. Поиск публикаций был проведен в базах данных PubMed, Scopus, Google Scholar, eLibrary. Всего найдено 1340 статей, для цитирования использовано 48 источников. В качестве ключевых слов для поиска использовались «digital medical technologies in psychiatry», «telemedicine in psychiatry», «telepsychiatry», «remote monitoring of mental health». Были проанализированы данные о различных аспектах цифровых технологий в психиатрии, включая их эффективность, доступность, преимущества и недостатки, и влияние на качество предоставляемой помощи. Для анализа было отобрано 5 отечественных и 43 зарубежных источников, содержание которых соответствует исследовательскому вопросу.