По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование SWOT-анализа в системе стратегического управления предприятием

Безрученко В. А. канд. техн. наук, руководитель АО «Фармперспектива»

Автор статьи рассматривает практику внедрения в крупной компании SWOT-анализа для постановки долгосрочных целей. Приведены принципы и алгоритм проведения SWOT-анализа, разобраны основные ошибки, допускаемые при внедрении на предприятии данной методики.

Литература:

1. Мескон М., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. Классическое издание. 1998.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. 2000.

Успех любой организации или предприятия в условиях конкурентной среды основывается не только на способности обеспечивать эффективное выполнение текущих задач, но и на умении грамотно планировать свое развитие на длительную перспективу. Именно стратегическое планирование позволяет развивать бизнес. Неотъемлемой частью стратегического управления является постановка и реализация целей организации. Руководители организации должны четко понимать, к чему организация должна стремиться и каких целей должна достичь по окончании определенного периода. Одним из инструментов постановки целей организации является проведение SWOT-анализа.

В текущих экономических условиях необходимо иметь работающие инструменты по реализации долгосрочных целей организации. Планирование долгосрочных целей — это элемент стратегического управления, которое представляет собой формулирование значимых целей организации с учетом имеющегося потенциала и ресурсов, утверждаемых руководителями на основе оценки внутренней и внешней среды организации.

Цели организации должны быть направлены на развитие, а также на решение текущих проблем. При формулировании целей следует ориентироваться на результаты выполнения целей прошлых периодов, а также на SWOT-анализ организации.

SWOT-анализ — инструмент стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

— Strengths (сильные стороны).

— Weaknesses (слабые стороны).

— Opportunities (возможности).

— Threats (угрозы).

SWOT-анализ является «лакмусовой бумажкой», показывающей насколько хорошо руководство организации знает свой бизнес.

Распространена практика для проведения SWOT-анализа привлекать внешние консалтинговые агентства или создавать внутренние специализированные подразделения. При этом как в первом, так и во втором случае в подготовку SWOT-анализа не вовлекаются все функциональные подразделения организации, что ограничивает круг знаний и нередко приводит к тому, что какие-то важные аспекты могут быть упущены. И часто руководители недооценивают все имеющиеся ресурсы организации. Эти ресурсы — сотрудники организации. Сотрудники организации от специалиста до руководителя высшего уровня являются носителями знаний о деятельности организации на своем участке работы. Именно от них можно получать полную информацию для подготовки SWOT-анализа. Да, в какой-то мере данная информация носит субъективный характер, если рассматривать ее с точки зрения каждого сотрудника по отдельности. Но в совокупности, при переводе в статистическую форму, информация трансформируется в объективные данные, которые уже можно использовать для формирования долгосрочных целей.

Для Цитирования:
Безрученко В. А., Использование SWOT-анализа в системе стратегического управления предприятием. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: