Успех любой организации или предприятия в условиях конкурентной среды основывается не только на способности обеспечивать эффективное выполнение текущих задач, но и на умении грамотно планировать свое развитие на длительную перспективу. Именно стратегическое планирование позволяет развивать бизнес. Неотъемлемой частью стратегического управления является постановка и реализация целей организации. Руководители организации должны четко понимать, к чему организация должна стремиться и каких целей должна достичь по окончании определенного периода. Одним из инструментов постановки целей организации является проведение SWOT-анализа.
В текущих экономических условиях необходимо иметь работающие инструменты по реализации долгосрочных целей организации. Планирование долгосрочных целей — это элемент стратегического управления, которое представляет собой формулирование значимых целей организации с учетом имеющегося потенциала и ресурсов, утверждаемых руководителями на основе оценки внутренней и внешней среды организации.
Цели организации должны быть направлены на развитие, а также на решение текущих проблем. При формулировании целей следует ориентироваться на результаты выполнения целей прошлых периодов, а также на SWOT-анализ организации.
SWOT-анализ — инструмент стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
— Strengths (сильные стороны).
— Weaknesses (слабые стороны).
— Opportunities (возможности).
— Threats (угрозы).
SWOT-анализ является «лакмусовой бумажкой», показывающей насколько хорошо руководство организации знает свой бизнес.
Распространена практика для проведения SWOT-анализа привлекать внешние консалтинговые агентства или создавать внутренние специализированные подразделения. При этом как в первом, так и во втором случае в подготовку SWOT-анализа не вовлекаются все функциональные подразделения организации, что ограничивает круг знаний и нередко приводит к тому, что какие-то важные аспекты могут быть упущены. И часто руководители недооценивают все имеющиеся ресурсы организации. Эти ресурсы — сотрудники организации. Сотрудники организации от специалиста до руководителя высшего уровня являются носителями знаний о деятельности организации на своем участке работы. Именно от них можно получать полную информацию для подготовки SWOT-анализа. Да, в какой-то мере данная информация носит субъективный характер, если рассматривать ее с точки зрения каждого сотрудника по отдельности. Но в совокупности, при переводе в статистическую форму, информация трансформируется в объективные данные, которые уже можно использовать для формирования долгосрочных целей.