Режим электроэнергетической системы, вследствие сложности и взаимосвязанности протекающих в системе процессов, постоянно изменяется во времени. Оценка режима осуществляется с помощью ряда контролируемых параметров, которые приведены в стандартах организации ОАО «СО ЕЭС» [1, 2]. Можно выделить следующие параметры: максимально допустимый переток мощности, сальдо-переток, напряжение в контрольных пунктах, токовая загрузка сетевых элементов.
Сальдо-переток – это значение мощности, которое получает электрическая система по внешним связям. Максимально допустимый переток (МДП) – максимальное значение сальдо-перетока для конкретной схемы, рассчитанное таким образом, чтобы при возникновении нормативного возмущения не происходило нарушения устойчивой работы системы. При этом значение максимально допустимого перетока летом существенно ниже ввиду повышенной температуры окружающего воздуха. Контрольные пункты по напряжению – это определенные узлы энергосистемы, в которых осуществляется контроль напряжения. Для каждого контрольного пункта произведен расчет минимально и максимально допустимых уровней напряжений, значения нижнего и верхнего предупредительного предела, а также величина аварийно допустимого уровня напряжения. При этом расчет произведен не только исходя из условий нормальной работы электрооборудования, но и с учетом режимных особенностей для каждого конкретного узла. Например, для рассмотренной в данной работе подстанции (ПС) 500 кВ «Б» значение аварийно-допустимого уровня составляет 206 кВ, в то время как для ПС 500 кВ «А» 201 кВ.
В результате различных возмущений, например аварийного отключения одного или нескольких сетевых элементов, возможно превышение максимально допустимого перетока мощности. При возникновении подобной ситуации оперативным персоналом предпринимаются меры по разгрузке сечения. Таковыми являются: загрузка генераторов станций по активной мощности, изменение топологии сети, ввод графиков временных ограничений [1, 2]. Таким образом, проблема использования дополнительного управляющего воздействия – кратковременного снижения напряжений в некоторых узловых точках схемы с целью предотвращения аварийных режимов является актуальной.