По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование социальных сетей учреждений культуры для привлечения аудитории

Анастасия Комаровская менеджер по культурно-массовому досугу, ГБУК г. Москвы «МВЦ “Музей моды”»
Ключевые слова:

Российские музеи пользуются социальными сетями почти десятилетие[footnote]1[/footnote], за это время функционал соцсетей значительно расширился: теперь это не только коммуникационные площадки, но и средство продвижения и даже ведения бизнеса с расчетом на получение прибыли.

Литература:

1. АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры» [Электронный ресурс]. — URL: https:// all.culture.ru/intro (дата обращения: 23.06.2018).

2. Бесплатный сервис графического дизайна Crello [Электронный ресурс]. — URL: https://crello.com/ru/ (дата обращения: 23.06.2018).

3. Большой музей [Электронный ресурс]. — URL: https://bm.digital/ (дата обращения: 23.06.2018).

4. Генератор QR-кодов [Электронный ресурс]. — URL: http://qrcoder.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).

5. Михайлова А. Социальные сети [Электронный ресурс]. — URL: https://polymus.ru/ru/pop-science/ blogs/channels/muzey-i-tsifrovyetehnologii/146313/ (дата обращения: 23.06.2018).

6. Продвижение музеев в Интернете: актуальные проекты. Ч. 3 из 5 [Электронный ресурс]. — URL: https:// mediashm.ru/?p=13202#13202 (дата обращения: 23.06.2018).

7. Профиль Музея моды в Instagram [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.instagram.com/fashion_museum_ rus/ (дата обращения: 23.06.2018).

8. Публикации Политехнического музея по тегу [Электронный ресурс]. — URL: https://polymus.ru/ru/popscience/tag/146305/ (дата обращения: 23.06.2018).

9. Рассылка Музея моды от 19.06.2018 [Электронный ресурс]. — URL: http:// archive.sendpulse.com/shc4c/4c6e215f/?_ ga=2.149419967.843638667.1529853400516410681.1520509031 (дата обращения: 23.06.2018).

10. Сайт «Идеи для музеев» [Электронный ресурс]. — URL: https://www. ideasformuseums.com/ (дата обращения: 23.06.2018).

11. Сайт Музея моды в Москве [Электронный ресурс]. — URL: http:// fashion-museum.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).

12. Сообщество «Музеи в социальных сетях» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.facebook.com/groups/ SMforMuseums/about/ (дата обращения: 23.06.2018).

13. Страница Музея моды во «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/fasionmuseum (дата обращения: 23.06.2018).

14. Страница Музея моды в Facebook [Электронный ресурс]. — URL: https://www.facebook.com/ moscowfashionmuseum/ (дата обращения: 23.06.2018).

15. SendPulse [Электронный ресурс]. — URL: https://sendpulse.com/ru (дата обращения: 23.06.2018).

16. SMM planner [Электронный ресурс]. — URL: https://smmplanner.com/ (дата обращения: 23.06.2018).

Не секрет, что работа именно учреждений культуры в социальных сетях имеет свою специфику, и исследования в данной области продолжаются. В то же время самым простым способом научиться чему-нибудь новому и полезному в работе с аккаунтами учреждения остаются наблюдение за действиями коллег и обмен опытом, поэтому статья описывает опыт конкретного учреждения (Музейно-выставочного центра «Музей моды») по использованию социальных сетей для привлечения аудитории.

Музей создан в 2007 году, однако официально открылся в одном из зданий Гостиного двора в декабре 2015 года. Он занимается изучением, исследованием и популяризацией истории моды как явления материальной культуры. Проведение различных мероприятий — неотъемлемая часть работы учреждения, так как выставки, лекции, экскурсии, мастер-классы и пр. не только помогают осуществлять его миссию и повышают посещаемость, но и приносят доход.

На сегодняшний день Музей моды имеет собственный сайт2 , а также аккаунты в Facebook3 , «ВКонтакте»4 и Instagram5 , причем аккаунт «ВКонтакте» пришлось создавать с нуля, количество подписчиков в Instagram тоже было минимальным — профиль был запу щен и почти не обновлялся. Кроме этого, информацию о музейных аккаунтах можно найти в рассылке учреждения и в самой экспозиции (о нюансах размещения данных читайте в конце статьи). Стоит отметить, что страницы в Facebook и «ВКонтакте» ведутся «вместе», то есть чаще всего дублируют информацию, а вот профиль в Instagram живет своей жизнью.

За два года в учреждении выработался алгоритм работы с соцсетями, были суммированы и обобщены наблюдения по работе с аудиторией. Вот некоторые из них.

  1. Для привлечения посетителей требуются качественный исходный текст (например, пресс-релиз выставки объемом не более страницы, опубликованный на официальном ресурсе учреждени соответствующие публикации, размещенные в аккаунтах и отсылающие к первоисточнику / ссылке на регистрацию. Посты лучше писать в менее формальном стиле, но обязательно давать все необходимые данные о мероприятии (адрес, дата, время проведения, стоимость, с кем связаться, есть ли льготы и т.д.). Также можно использовать непрямые указания на мероприятия (постить статью по теме / интересный факт по теме и уже после этого давать ссылку).
  2. Желательно сразу разобраться с формой регистрации на мероприятия, если она необходима (зачастую ссылки работают эффективнее, чем письма на почту и тем более звонки в учреждение).
  3. Необходимо использовать по максимуму возможности, которые предоставляют различные социальные сети (создавать мероприятия в Facebook и наполнять их, использовать приложения «ВКонтакте», работать со «Сториз», проводить прямые трансляции и т.д.).
  4. Следует разобраться со временем и периодичностью публикаций и заранее разработать контент-план. Публикации об одном событии должны повторяться, но не слишком часто и тем более не должны копировать друг друга. С этим могут помочь инструменты управления страницами («Статистика сообщества» «ВКонтакте», «Статистика» в Facebook), которые помогают вычислить наиболее удачное время для публикации, отследить реакцию на тот или иной контент, посмотреть на полоролевой состав аудитории, динамику посещаемости и многое другое. 
  5. Визуальное оформление публикаций имеет немалое значение для привлечения внимания. Лучше использовать стандартный пакет картинок с похожим дизайном для оформления «шапок» мероприятий в Facebook, Instagram и других соцсетях — общий вид помогает сразу их выделить. Для этого существуют бесплатные сервисы, такие как Crello6 , где можно зарегистрироваться через любую соцсеть — и уже существует набор необходимых размеров картинок. 
  6. Для экономии времени стоит использовать системы отложенного постинга, способные размещать пост в нескольких соцсетях одновременно (например, SMM planner7 или соответствующая функция в АИС «ЕИПСК»8 ). Вообще АИС «ЕИПСК» не только экономит время, но и является своеобразным бесплатным агрегатором по размещению публикаций о событиях учреждений культуры благодаря хорошей партнерской программе; она же позволяет учиться в том числе работе в соцсетях — проходить вебинары, делать задания, получать сертификаты.

Среди других полезных ресурсов можно выделить сайт «Идеи для музеев»9 , группу «Музеи в социальных сетях»10 и публикации по тегу «Музей и цифровые технологии»11 на сайте Политехнического музея, также стоит обратить внимание на проект Политеха «Большой музей»12, который активно работает с «Яндексом».

Для Цитирования:
Анастасия Комаровская, Использование социальных сетей учреждений культуры для привлечения аудитории. Дом культуры. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала