По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Использование системы «кайдзен» – эффективный способ решения производственных проблем с помощью рационализации

Тарасенко А.В. канд. техн. наук, главный редактор, журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством»

Прекращение движения по пути совершенствования означает начало деградации компании. Если рассматривать термин «кайдзен» относительно производственного предприятия, то он означает непрерывное совершенствование как процессов производства, так и вспомогательных бизнес-процессов и управления производством и предприятием в целом. В статье приводятся примеры использования системы «кайдзен» на ведущих российских предприятиях металлургии – ВСМПО-АВИСМА и Оскольском электрометаллургическом комбинате.

«Кайдзен» на производстве – это постоянная система совершенствования, заключающаяся в непрерывном процессе улучшений. Она основана на принципах японской философии под таким же названием. Смысл этой философии, его внутренняя суть, заключается в одном – прекращение движения по пути совершенствования означает начало деградации компании. Если рассматривать термин «кайдзен» относительно производственного предприятия, то он означает непрерывное совершенствование как процессов непосредственно производства, так и разработки, а также вспомогательных бизнес-процессов и управления производством и предприятием в целом. Стоит отметить, российские компании уже успели накопить неплохой опыт применения «кайдзен» в своей практике, и системная работа с «кайдзен-предложениями» уже позволила многим предприятиям сэкономить значительные средства.

Постоянное совершенствование процессов и операций в соответствии с системой «кайдзен» выполняется по шагам. Оно основано на движении к максимально полному устранению потерь, которые не добавляют реальную ценность для клиента. Потери могут быть разных видов. В производственных процессах к ним относят: потери времени из-за ожидания, перепроизводство, ненужную транспортировку и перемещение, лишнюю обработку и избыток запасов, выпуск продукции с дефектами. Подобные потери не так просто распознать и действительно целиком от них избавиться довольно затруднительно. При этом система «кайдзен» акцентирует внимание как раз на постепенном улучшении процессов. Однако это совсем не улучшение ради улучшений. Результат, конечно, важен. Вместе с тем сам процесс достижения результата имеет не менее важное значение.

К ежедневной работе по непрерывному и постоянному улучшению следует вовлекать всех работников предприятия – от рабочих до менеджеров. При этом необходимо, чтобы целенаправленное привлечение персонала выполнялось за счет изменения личностных установок высшего менеджмента и путем полного принятия философии непрерывного и постоянного процесса улучшений.

Для Цитирования:
Тарасенко А.В., Использование системы «кайдзен» – эффективный способ решения производственных проблем с помощью рационализации. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала