По результатам многолетних исследований, проведенных учеными ФНАЦ ВИМ и другими научными и производственными организациями, известно, что качество деталей, поступающих в ремонт, практически всегда не соответствует первоначально заданным параметрам. Для обеспечения высокого качества ремонтно-обслуживающих работ на предприятиях всех уровней инженерной службы АПК необходимо иметь службу технического контроля, оснащенную современным оборудованием и приборами.
Функционирование службы технического контроля обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий, методов и средств, направленных на достижение соответствия объектов контроля установленным требованиям с минимально возможными материальными и трудовыми затратами [1–3].
На всех этапах создания продукции важным элементом управления качества является контроль. Он не только необходим для достоверной оценки результатов деятельности предприятия, но и служит основным информационным источником, используемым для принятия решения о необходимости и степени корректировки системы управления качеством продукции.
Поэтому основной задачей службы технического контроля является предупреждение появления дефектов или бракованной продукции, требующей детального изучения.
Дефектация является важнейшей частью ремонта, которая заключается в определении годности бывших в эксплуатации деталей. В связи с этим необходимо широкое использование современного универсального оборудования, приборов и инструментов на ремонтных предприятиях инженерной сферы АПК [4–6].
В трудах многих ученых, отражающих в своих работах теоретические и практические основы ремонта машин и оборудования, приводится описание процессов ремонта типовых деталей, в том числе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) тракторов и автомобилей, с использованием интерактивных 3D-технологий и других инновационных методов [7–15]. Эти технологии найдут широкое применение не только в производстве машин, но и при их ремонте [16–21].
Цель работы — исследование методов дефектовки двигателей внутреннего сгорания на примере шатуна двигателя трактора К-744.