Современная парадигма организации производственных систем характеризуется использованием инструментария ее качественной трансформации — реинжиниринга.
В специализированной литературе [1-6] можно выделить два основных определения реинжиниринга:
1) процесс оздоровления предприятий, фирм, компаний посредством подъема инжиниринга на новый уровень;
2) деятельность по модернизации ранее реализованных технических решений на действующем объекте.
Так или иначе, под реинжинирингом понимается качественное преобразование решений, имеющих антропотехнический генезис (технических, технологических, организационных, управленческих и т.д.).
Понятие реинжиниринга, связанное с учеными М. Хаммера и Дж. Чампи, изначально использовавшееся применительно к бизнес-процессам и подразумевавшее «фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку бизнес-процессов для существенного улучшения категорий результативности: дохода, затрат, качества, рентабельности и оперативности», в условиях ускорения научно-технического прогресса, усиления конкуренции получило новый импульс и новое звучание.
В качестве бизнес-процесса в зарубежной теории и практике управления рассматривается совокупность процедур, упорядоченных во времени и пространстве на входе которой используется некоторая номенклатура ресурсов, а на выходе создаётся продукт или услуга, обладающие ценностью для конкретного потребителя. Бизнес-процессы могут взаимодействовать между собой во внешней среде, характер данного взаимодействия определяется их особенностями:
1) частные работы группируются в комплексы для оптимизации штатного расписания и номенклатуры технических средств, а также совмещения и параллельного выполнения разноименных работ;
2) исполнители самостоятельно принимают решения, что позволяет уменьшить время реакции на возникновение проблемы и отклика на изменения запросов потребителей, снизить стоимость работ или услуг;
3) место принятия решения приближается к месту возникновения проблемы;