Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации предусматривает возрастание роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению. В связи с этим, усиление взаимосвязи всех сторон деятельности медицинской организации — маркетинговой, научной, медицинской, финансовой, социологической, а также расширение функций специалистов со средним медицинским образованием, повышение интенсивности внутренних и внешних взаимоотношений, привело к необходимости получения специалистами высшего сестринского образования. Высшее сестринское образование благодаря таким дисциплинам как менеджмент, педагогика, психология помогает специалистам применять полученные знания в практическом здравоохранении [1, 2, 3].
В Самарском областном клиническом онкологическом диспансере работают 36 специалистов с высшим сестринским образованием. Из них: 1 главная медицинская сестра, 13 старших медицинских сестер остальные медицинские сестры отделений.
Высшее сестринское образование дает неоценимые знания. Основные положения теории управления, разработанные представителями разных школ много лет назад, в настоящее время находят широкое применение в практике, позволяют повысить эффективность управления сестринской деятельностью.
Управление сестринским персоналом — это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб (главных и старших медицинских сестер) с целью обеспечения сестринской помощи соответствующего качества и объема.
Значимость организационно-распорядительных методов управления трудно переоценить, так как с их помощью удается организовать как деятельность трудовых коллективов, так и отдельных сотрудников.
Медицинская сестра — руководитель с высшим медицинским образованием владеет навыками по определению содержания и целей работы, прав и ответственности, необходимого уровня профессиональной подготовки, нормативов нагрузки, правил поведения и др.
Знания экономики позволяют руководителям сестринских служб рационально использовать материальные и трудовые ресурсы.