Современные условия снижения деловой активности предприятий и повсеместного распространения дистанционного режима работы требуют от компаний новых подходов к стимулированию своих сотрудников [1]. В рамках ограниченных бюджетов и сокращения выручки при достаточно неизменном уровне условно-постоянных затрат нематериальное стимулирование, направленное непосредственно на рост лояльности персонала и сопровождаемое снижением затрат на материальное поощрение, является важным инструментом реализации политики управления персоналом. Помимо снижения экономических показателей и турбулентности в мировой экономике, руководство компаний сталкивается с нарастающим влиянием психологических факторов на результативность работы сотрудников [2]. К основным проблемам сотрудников в современных условиях можно отнести: адаптацию к новым реалиям, изменение привычного распорядка дня, недостаток живого общения, страхи относительно возможного сокращения штата, проблемы с коммуникацией «новых» сотрудников. В условиях дистанционного режима работы высока вероятность утраты чувства «заботы о себе», чувства признания результатов работы со стороны руководства и коллег.
В новых экономических реалиях возможности материального стимулирования достаточно ограничены, однако, стоит отметить важность стимулирования труда в достаточно сложной с психологической точки зрения ситуации. Исходя из данного обстоятельства, необходимо принимать управленческие решения по совершенствованию нематериального стимулирования персонала, среди которых возможно выделить несколько вариантов. Многие сотрудники отмечают психологическое напряжение, связанное с изменением привычного распорядка, которое вызвано ужесточившимся контролем со стороны руководства за сотрудниками. Существующее недоверие негативно сказывается на качестве работы сотрудника; так, требование безотрывного присутствия сотрудника у рабочего компьютера на протяжении всего рабочего времени приводит к раздражению и снижению эффективности персонала. В качестве нематериального стимулирования возможно использование со стороны руководителей введения коротких перерывов и сокращения рабочего времени в случае выполнения поставленных задач в более короткие сроки.