По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311:621.331

Использование накопителей энергии в системах электроснабжения железных дорог

Закарюкин В.П. д-р техн. наук, доцент, профессор, кафедра «Электроэнергетика транспорта» Иркутского государственного университета путей сообщения
Крюков А.В. д-р техн. наук, профессор, кафедра «Электроэнергетика транспорта» Иркутского государственного университета путей сообщения; кафедра «Электроснабжение и электротехника» Иркутского национального исследовательского технического университета
Черепанов А.В. канд. техн. наук, старший преподаватель, кафедра «Электроэнергетика транспорта» Иркутского государственного университета путей сообщения, г. Иркутск

Представлены результаты исследований, направленных на разработку методов моделирования систем электроснабжения, оснащенных накопителями энергии. Сформулирована задача оптимального размещения этих устройств в системах тягового электроснабжения. Предложен эвристический алгоритм ее решения, основанный на имитационном моделировании в фазных координатах. Разработана методика моделирования систем тягового электроснабжения с накопителями энергии.

Литература:

1. Закарюкин В.П., Крюков А.В, Ушаков В.А., Алексеенко В.А. Оперативное управление в системах электроснабжения железных дорог. – Иркутск: ИрГУПС, 2012. – 129 с.

2. Шевлюгин М.В. Снижение расхода энергии и рабочей мощности основного силового оборудования тяговых подстанций электрических железных дорог с помощью накопителей энергии. – М.: МГУПС (МИИТ), 2007.

3. Носков В.Н. К вопросу использования сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии в железнодорожной тяге // Вестник РГУПС. – 2008. – № 3. – С. 54–59.

4. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2005. – 273 с.

5. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. – Иркутск: изд-во Иркут. гос. ун-та путей сообщения, 2011. – 160 с.

6. Закарюкин В.П., Крюков А.В, Черепанов А.В. Применение накопителей энергии в системах тягового электроснабжения железных дорог переменного тока // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2014. – № 2 (42). – С. 158–164.

7. Закарюкин В.П., Крюков А.В, Черепанов А.В. Интеллектуальные технологии управления качеством электроэнергии. – Иркутск: ИрГТУ, 2015. – 219 с.

8. ARES – система хранения энергии на базе электровоза. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://energysafe.ru/energy_conservation/ batteries_ups/1674/ (Дата обращения: 16.03. 2014).

Повышение энергоэффективности процессов перевозок на магистральных железных дорогах может быть достигнуто на основе применения элементов интеллектуальных сетей (smart grid) [1], в частности накопителей энергии (НЭ). Результаты исследований, представленные в работах [2, 3], показывают, что в системах электроснабжения железных дорог (СЭЖД) возможно применение емкостных, инерционных и индуктивных накопителей электроэнергии (ЭЭ), места установки которых в СЭЖД показаны на рис. 1.

Требуемая мощность накопителей энергии в СЭЖД определена в работах [2…3]. Для тяговой подстанции (ТП) переменного тока энергоемкость сверхпроводникового индуктивного накопителя (СПИН) составляет 20 000…80 000 МДж (5,5…22 МВт∙ч) на подстанцию.

Решение задачи предварительного выбора параметров НЭ может быть осуществлено посредством применения эвристического алгоритма, основанного на имитационном моделировании СЭЖД в фазных координатах [4…7] в следующем порядке:

♦ для заданного графика движения поездов рассчитывается базовая совокупность режимов, отвечающая ситуации «Хранение энергии»; в этом случае накопители энергии не оказывают влияния на режим СЭЖД;

♦ на вводах 27,5 кВ тяговых подстанций или на постах секционирования (ПС) задается активная генерация, величина которой подбирается по результатам предыдущего расчета из условия снижения пиков активной мощности; этот расчет отвечает ситуации «Разряд НЭ»;

♦ в тех же узлах задаются активные нагрузки, отвечающие зарядной мощности НЭ с учетом потерь в преобразовательных устройствах НЭ; этот расчет отвечает ситуации «Заряд НЭ»;

♦ по результатам моделирования синтезируется график работы накопителей энергии;

♦ с помощью задания в точках подключения накопителей узлов PU-типа, обеспечивающих поддержание заданного уровня напряжения, возможно моделирование комплексных установок, включающих накопители энергии и управляемые источники реактивной мощности (ИРМ).

В качестве примера рассматривается СЭЖД, оснащенная сверхпроводящими индуктивными накопителями энергии (рис. 2). Моделирование работы системы осуществлялось с помощью программного комплекса Fazonord [4, 5].

Для Цитирования:
Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В., Использование накопителей энергии в системах электроснабжения железных дорог. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: