По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311:621.331

Использование накопителей энергии в системах электроснабжения железных дорог

Закарюкин В. П. д-р техн. наук, доцент, профессор, кафедра электроэнергетики транспорта, Иркутский государственный университета путей сообщения, г. Иркутск
Крюков А. В. д-р техн. наук, профессор, кафедра электроэнергетики транспорта, Иркутский государственный университет путей сообщения; профессор, кафедра электроснабжения и электротехникаи, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск
Черепанов А. В. канд. техн. наук, ст. преподаватель, кафедра электроэнергетики транспорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

В статье представлены результаты исследований, направленных на разработку методов моделирования систем электроснабжения, оснащенных накопителями энергии. Сформулирована задача оптимального размещения этих устройств в системах тягового электроснабжения. Предложен эвристический алгоритм ее решения, основанный на имитационном моделировании в фазных координатах. Разработана методика моделирования систем тягового электроснабжения с накопителями энергии. На основе компьютерного моделирования показано, что за счет применения накопителей энергии возможно выравнивание графиков нагрузки тяговых подстанций. Использование накопителей энергии совместно с регулируемыми источниками реактивной мощности дает возможность стабилизации уровней напряжения на токоприемниках электроподвижного состава.

Литература:

1. Закарюкин В. П., Крюков А. В., Ушаков В. А., Алексеенко В. А. Оперативное управление в системах электроснабжения железных дорог. — Иркутск: ИрГУПС, 2012. — 129 с.

2. Шевлюгин М. В. Снижение расхода энергии и рабочей мощности основного силового оборудования тяговых подстанций электрических железных дорог с помощью накопителей энергии. — М.: МГУПС (МИИТ), 2007.

3. Носков В. Н. К вопросу использования сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии в железнодорожной тяге // Вестник РГУПС. — 2008. — № 3. — С. 54–59.

4. Закарюкин В. П., Крюков А. В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2005. — 273 с.

5. Закарюкин В. П., Крюков А. В. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та путей сообщения, 2011. — 160 с.

6. Закарюкин В. П., Крюков А. В., Черепанов А. В. Применение накопителей энергии в системах тягового электроснабжения железных дорог переменного тока // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2014. — № 2 (42). — С. 158–164.

7. Закарюкин В. П., Крюков А. В., Черепанов А. В. Интеллектуальные технологии управления качеством электроэнергии. — Иркутск: ИрГТУ, 2015. — 219 с.

8. ARES — система хранения энергии на базе электровоза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://energysafe.ru/energy_conservation/batteries_ups/1674/ (Дата обращения: 16.03.2014).

Повышение энергоэффективности процессов перевозок на магистральных железных дорогах может быть достигнуто на основе применения элементов интеллектуальных сетей (smart grid) [1], в частности, накопителей энергии (НЭ). Результаты исследований, представленные в работах [2, 3], показывают, что в системах электроснабжения железных дорог (СЭЖД) возможно применение емкостных, инерционных и индуктивных накопителей электроэнергии (ЭЭ), места установки которых в СЭЖД показаны на рис. 1.

Требуемая мощность накопителей энергии в СЭЖД определена в работах [2–3]. Для тяговой подстанции (ТП) переменного тока энергоемкость сверхпроводникового индуктивного накопителя (СПИН) составляет 20 тыс–80 тыс. МДж (5,5–22 МВт∙ч) на подстанцию.

Решение задачи предварительного выбора параметров НЭ может быть осуществлено посредством применения эвристического алгоритма, основанного на имитационном моделировании СЭЖД в фазных координатах [4–7] в следующем порядке:

• для заданного графика движения поездов рассчитывается базовая совокупность режимов, отвечающая ситуации «Хранение энергии»; в этом случае накопители энергии не оказывают влияния на режим СЭЖД;

• на вводах 27,5 кВ тяговых подстанций или на постах секционирования (ПС) задается активная генерация, величина которой подбирается по результатам предыдущего расчета из условия снижения пиков активной мощности; этот расчет отвечает ситуации «Разряд НЭ»;

• в тех же узлах задаются активные нагрузки, отвечающие зарядной мощности НЭ с учетом потерь в преобразовательных устройствах НЭ; этот расчет отвечает ситуации «Заряд НЭ»;

• по результатам моделирования синтезируется график работы накопителей энергии;

• с помощью задания в точках подключения накопителей узлов PU-типа, обеспечивающих поддержание заданного уровня напряжения, возможно моделирование комплексных установок, включающих накопители энергии и управляемые источники реактивной мощности (ИРМ).

В качестве примера рассматривается СЭЖД, оснащенная сверхпроводящими индуктивными накопителями энергии (рис. 2). Моделирование работы системы осуществлялось с помощью программного комплекса Fazonord [4, 5].

Для Цитирования:
Закарюкин В. П., Крюков А. В., Черепанов А. В., Использование накопителей энергии в системах электроснабжения железных дорог. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: