По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.138

Использование модели М. Портера в маркетинговом анализе

Лужнова Н. В. канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, e-mail: nat_val@inbox.ru
Разумова М. С. канд. экон. наук, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, e-mail: marinarazumov@yandex.ru

В статье представлен механизм применения модели конкурентных сил Майкла Портера; описаны условия и ситуации, влияющие на увеличение интенсивности воздействия конкурентных сил; на примере мебельной отрасли изучены конкретные индикаторы, отражающие степень влияния основных параметров конкурентных сил, действующих в отрасли.

Литература:

1. Михарева В. А. Стратегический маркетинг: учеб. пос. для вузов. — Минск: Изд-во Гревцова, 2009. — 204 с.

2. Лужнова Н. В., Большакова Ю. С. Новая парадигма маркетинга // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 07 (54), июль. — С. 194–196.

Первый шаг менеджера, отвечающего за разработку маркетинговой стратегии деятельности компании, это изучение рынка. Цель исследования рынка — определить, где и когда продать товар, который необходим потребителю. Недостаточно просто иметь информацию о потребностях и желаниях потребителей. После получения информации о рынке необходимо оценить его состояние и привлекательность, соотнести возможности, которые предоставляет рынок, с ресурсами, имеющимися у предприятия или доступными для использования.

Определение привлекательности рынка в долгосрочной перспективе, изучение конкурентной борьбы, оценка степени воздействия конкурентных сил становятся основаниями для оценки перспектив бизнеса, определения конкурентных позиций организации и ее продуктов по сравнению с другими.

Влияние конкуренции на каждом рынке разное, однако характер конкуренции сходен, что позволяет использовать модель Майкла Портера для определения природы и степени воздействия конкурентных сил [1].

Однако ошибочно полагать, что модель Портера показывает оптимальные маркетинговые стратегии деятельности на том рынке, где уже действует предприятие. Нет, модель конкурентных сил Портера определяет угрозы и силы, действующие на рынке, позволяет оценить привлекательность разных рынков, выбрать рынок, наиболее подходящий для начала или развития бизнеса. Поэтому такая модель может использоваться как инструмент именно выбора и оценки перспективности той или иной отрасли для дальнейшей работы в ней.

Перейдем к описанию основных конкурентных сил модели Портера, которые представлены на рис. 1.

Рассмотрим влияние этих конкурентных сил.

1. Угроза появления новых конкурентов на рынке характеризует наличие «барьеров» входа и выхода организации на рынок. Для организаций, действующих на рынке, чем выше «барьер», тем лучше; для организаций, предполагающих осуществить вход на новый рынок, чем «барьер» ниже, тем лучше.

Высота входного «барьера» может определяться следующими факторами:

Для Цитирования:
Лужнова Н. В., Разумова М. С., Использование модели М. Портера в маркетинговом анализе. Директор по маркетингу и сбыту. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: