Одним из важнейших компонентов гуманитарного образования в техническом вузе является обучение иностранному языку, а для студентов из других стран овладение русским языком становится жизненно необходимым фактором, особенно на первом курсе, когда на еще непрочные знания языка накладывается другая методика обучения [1].
Владение иностранным языком и русским языком как иностранным необходимо будущим специалистам в их научной и практической деятельности, в общении на всех уровнях жизни, в получении информации для самообразования и дальнейшего профессионального роста. При этом обучение языкам в техническом вузе имеет ряд лингвистических, психологических и организационных особенностей, например трудности усвоения специальной и терминологической лексики или отсутствие языка посредника в интернациональных группах.
Наглядность как принцип, средство обучения и источник познания имеет свою классификацию. Она включает следующие виды наглядности, объединенные в оппозиционные пары: языковую (модельно-образцовую) и неязыковую (изобразительную), конкретно-образную (художественно-изобразительную, рисунки, фото, картинки) и абстрактно-образную, к которой относятся словесные (тексты, ключевые слова, формулы) и символические (схемы, карты) виды наглядности, статистическую и динамическую наглядность [2].
Наряду с видами выделяются и формы наглядности: внутренняя и внешняя. Внешняя (перцептивная) наглядность основана на процессах непосредственно чувственного отражения действительности (ощущениях и восприятиях). Внутренняя наглядность базируется на воспроизведении образов представления (зрительного или слухового). Внутренняя наглядность неоднородна. Это позволяет выделить следующие ее разновидности: внутренняя наглядность по представлениям памяти, внутренняя наглядность воссоздающего воображения, внутренняя наглядность творческого воображения.
Функциями визуальной наглядности являются обучающая, контролирующая, информационная (в том числе страноведческая, особенно важная при обучении русскому языку как иностранному), организующая (как средство систематизации языковых знаний и как средство организации деятельности учащихся).