По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование методов когнитивной визуализации при работе с образовательным цифровым следом

В.А. Углев доцент Сибирского федерального университета, старший научный сотрудник

Дистанционное и электронное обучение нуждается в обучающих системах нового поколения, не только фиксирующих образовательный цифровой след, но и эффективно использующих его в процессе обучения. Рассмотрен ряд методов когнитивной визуализации, которая применяется для концентрации данных из цифрового следа для автоматизированного сопровождения электронного обучения. Использование когнитивной визуализации проиллюстрировано на примерах метода оценки уровня развития компетентностей, метода синтеза когнитивных карт диагностики знаний и метода унифицированного графического воплощения активности.

Пандемия СOVID-19 показала не только степень готовности системы образования к дистанционным формам обучения, но и всю нищету тех инструментов, которые доступны для его сопровождения в online-режиме. Конечно, контактный вид занятий куда эффективней, чем дистанционный, но в условиях строгих ограничений его использовать проблематично. При этом выигрыш в степени индивидуализации подачи учебного материала при дистанционном обучении нивелируется отсутствием прямого контакта с учащимися (наличие веб-камер даже на лекциях-вебинарах не решает этой проблемы). Более того, никакие платформы LMS и более развитые автоматизированные обучающие системы (АОС), позволяющие реализовать электронное обучение, не дают желаемого эффекта, если в них объект управления (наш учащийся) фиксируется поверхностно. И главной причиной этого служит то, что «образ» учащегося можно восстановить только по его реакциям (следам) в обучающей системе. Поэтому от того, насколько механизм формирования и дальнейшей обработки образовательного цифрового следа (ОЦС) проработан в конкретной системе/платформе обучения, зависит её возможность стать достойной альтернативой полноценному очному обучению в специфических обстоятельствах.

Собственно, проблема фиксации ОЦС возникла на заре программированного обучения, и автоматизированные обучающие системы сначала расширили комплект моделей, описывающих «мир за пределами экрана», а затем обзавелись подсистемами интеллектуального анализа учебной ситуации (планировщиком, см. табл.).

На уровне отдельного курса в состав ОЦС могут входить разнородные данные, непосредственно характеризующие действия ученика (в составе его модели). На рис. 1 представлена комплектация ОЦС различными видами информации, привязанными к условной временной шкале. Но можно ли систематически собирать ОЦС и применять его? Рассмотрим этот вопрос подробнее, введя сквозное видение образовательного следа в рамках концепции Lifelong Learning.

Условно, можно рассмотреть обобщение данных из ОЦС относительно трёх уровней абстракции:

Для Цитирования:
В.А. Углев, Использование методов когнитивной визуализации при работе с образовательным цифровым следом. Ректор ВУЗа. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: