В настоящее время на межгосударственном [10] и государственном уровнях значительное внимание уделяется вопросам снижения выбросов в атмосферу, в том числе общественным транспортом на территориях городов. Данный тренд отмечается в рамках выступлений и посланий президента РФ В. В. Путина, а также нашел отражение в целом ряде государственных программ, таких как Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [11], федеральный проект «Чистый воздух» в рамках национального проекта «Экология»» [3], отраслевых нормативных документах министерств и ведомств, а также на уровне муниципальных программ.
Формирование экологической повестки (в том числе в части разработки и осуществления инвестиционных проектов по снижению выбросов в атмосферу общественным транспортом на основе государственно-частного партнерства (далее — ГЧП)) на уровне муниципалитетов предъявляет серьезные требования к объемам привлекаемых внебюджетных средств для ее реализации.
Государственно-частное партнерство и практика концессионных соглашений при реализации крупных инвестиционных проектов направлены на стабильное и устойчивое взаимовыгодное развитие партнерских отношений государства и частного бизнеса на условиях четкого разделения компетенций, рисков и ответственности сторон.
Особенностью ГЧП является привлечение частных инвестиций для решения определенных публично значимых задач, включая создание крупных инфраструктурных проектов [4].
Интересным представляется правовая позиция Конституционного суда Республики Беларусь в отношении институции ГЧП. В частности, отмечается, что механизм государственно-частного партнерства позволяет устанавливать дополнительные формы и порядок осуществления соответствующих видов деятельности и привлечения инвестиций в экономику государства с целью создания условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности [8].
ГЧП обладает уникальными преимуществами, поскольку позволяет снижать бюджетные расходы за счет привлечения частных инвестиций в строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры и повышать качество ее обслуживания за счет привлечения профессиональных компетенций бизнеса.