По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61

Использование механизмов государственно-частного партнерства / концессий при реализации проектов в сфере городского транспорта

С. И. Луценко эксперт НИИ корпоративного и проектного управления (г. Москва), аналитик Института экономический стратегий отделения общественных наук РАН, соавтор документа «Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации», автор проекта «Контуры Концепции развития финансового кластера Российской Федерации на долгосрочную перспективу», e-mail: scorp_ante@rambler.ru
Э. Ш. Джураев председатель наблюдательного совета Института проектного управления, член правления РСПП, член совета директоров ряда венчурных фондов, e-mail: info@nii-kpu.ru
Н. В. Везиров генеральный директор НИИ корпоративного и проектного управления, член Совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при комитете Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, e-mail: n.vezirov@nii-kpu.ru

Авторы рассматривают особенности реализации проектов в области городского транспорта с использованием механизма государственно-частного партнерства / концессии. Представлен опыт некоторых российских регионов, которые реализуют в сфере общественного транспорта (проекты городского электробуса) механизм ГЧП в процессах реализации долгосрочных проектов, направленных на развитие инновационной экономики.

Литература:

1. Агентство городских новостей «Москва» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mskagency.ru/materials/2963293 (дата обращения: 12.03.2020).

2. «Горожане совершили более 10 миллионов поездок на электробусах с сентября прошлого года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mos.ru/news/ item/60508073/ (дата обращения: 12.03.2020).

3. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

4. Постановление Конституционного суда РФ от 31.05.2016 № 14-П // Вестник Конституционного суда РФ. — 2016. — № 5.

5. Приказ Министерства транспорта Красноярского края от 09.01.2018 № 6/2-Н «Об утверждении транспортной стратегии Красноярского края до 2030 года».

6. Проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (по состоянию на 10.02.2020).

7. Распоряжение правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2008. — № 50.

8. Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 20.01.2016 № Р-1028/2016.

9. 9. Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 19.12.2017 № 1462 «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года».

10. Стратегия экономического партнерства БРИКС (принята в г. Уфе 09.07.2015).

11. Указ президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. — 2017. — № 17.

12. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Российская газета. — 2005. — № 161.

13. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2015. — № 156.

В настоящее время на межгосударственном [10] и государственном уровнях значительное внимание уделяется вопросам снижения выбросов в атмосферу, в том числе общественным транспортом на территориях городов. Данный тренд отмечается в рамках выступлений и посланий президента РФ В. В. Путина, а также нашел отражение в целом ряде государственных программ, таких как Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [11], федеральный проект «Чистый воздух» в рамках национального проекта «Экология»» [3], отраслевых нормативных документах министерств и ведомств, а также на уровне муниципальных программ.

Формирование экологической повестки (в том числе в части разработки и осуществления инвестиционных проектов по снижению выбросов в атмосферу общественным транспортом на основе государственно-частного партнерства (далее — ГЧП)) на уровне муниципалитетов предъявляет серьезные требования к объемам привлекаемых внебюджетных средств для ее реализации.

Государственно-частное партнерство и практика концессионных соглашений при реализации крупных инвестиционных проектов направлены на стабильное и устойчивое взаимовыгодное развитие партнерских отношений государства и частного бизнеса на условиях четкого разделения компетенций, рисков и ответственности сторон.

Особенностью ГЧП является привлечение частных инвестиций для решения определенных публично значимых задач, включая создание крупных инфраструктурных проектов [4].

Интересным представляется правовая позиция Конституционного суда Республики Беларусь в отношении институции ГЧП. В частности, отмечается, что механизм государственно-частного партнерства позволяет устанавливать дополнительные формы и порядок осуществления соответствующих видов деятельности и привлечения инвестиций в экономику государства с целью создания условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности [8].

ГЧП обладает уникальными преимуществами, поскольку позволяет снижать бюджетные расходы за счет привлечения частных инвестиций в строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры и повышать качество ее обслуживания за счет привлечения профессиональных компетенций бизнеса.

Для Цитирования:
С. И. Луценко, Э. Ш. Джураев, Н. В. Везиров, Использование механизмов государственно-частного партнерства / концессий при реализации проектов в сфере городского транспорта. Лизинг. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: