Одним из важнейших методов современного стратегического анализа является изучение привлекательности сегментов рынка и конкурентоспособности стратегической хозяйственной единицы (СХЕ) предприятия на выбранных сегментах посредством применения матрицы МакКинзи.
Матрица МакКинзи позволяет принимать дифференцированные стратегические маркетинговые решения по эффективному использованию потенциала предприятия в зависимости от различных уровней привлекательности сегментов рынка. Применение на практике матрицы МакКинзи позволяет: выявить направления деятельности, подверженные возможному получению убытков в будущем, и СХЕ, нуждающиеся в повышении конкурентоспособности; определить векторы распределения ресурсов внутри предприятия между СХЕ; оценить привлекательность разных сегментов рынка.
Преимущества матрицы МакКинзи:
• гибкость и многовариантность использования данного инструмента маркетингового анализа;
• анализ большого числа стратегически важных факторов;
• использование промежуточных (средних) значений параметров;
• возможность выбора направления движения ресурсов предприятия.
Ограничения и недостатки матрицы:
• необходимость оперирования большим объемом информации для определения степени влияния факторов;
• субъективность экспертных оценок влияния факторов;
• отсутствие готовых решений по изменению структуры портфеля по результатам анализа.
Матрица МакКинзи является усовершенствованным вариантом матрицы БКГ, но использует иные факторы, а также позволяет позиционировать предприятие на разных сегментах рынка относительно его привлекательности и конкурентных преимуществ СХЕ.
Ось X показывает относительные конкурентные преимущества СХЕ предприятия на рынке, по оси Y определяются интегральные оценки привлекательности сегментов рынка.
Относительные конкурентные преимущества представляют собой совокупность таких показателей, как: производственный, финансовый, научно-технический, кадровый потенциал предприятия, занимаемая доля рынка, темпы и ключевые факторы роста прибыли, состояние технологии, имидж, качество руководства и персонала.