Современный спорт характеризуется не только постоянным ростом результатов, но и сопровождающим его ростом травматизма, а во многих видах, в первую очередь, — черепно-мозгового. Проблема спортивных травм занимает значительное место не только по тому, что они, даже легкие, существенно влияют на работоспособность, результат и качество жизни спортсменов, но и являются одной из причин преждевременного прерывания спортивной деятельности, представляют собой важную социально-экономическую проблему, а также могут сказываться на качестве дальнейшей жизни спортсмена.
Среди черепно-мозговых травм (ЧМТ) большую часть составляют легкие черепно-мозговые травмы (ЛЧМТ). Самый частый вид ЛЧМТ – это сотрясение головного мозга(СГМ), определяемое как комплекс патофизиологических процессов, влияющих на мозг, индуцированных травматическими биомеханическими силами и приводящих к временному ухудшению неврологических функций. С течением времени проходящих сами по себе без лечения и где нейровизуализация, как правило, не показывает никаких грубых структурных изменений в головном мозге (3-я Международная конференция по сотрясению мозга в спорте) [7].
СГМ является самым легким и самым загадочным видом травм головного мозга. По современным представлениям при сотрясении головного мозга происходит быстрая внутренняя индукция иммунных факторов, в том числе про- и противовоспалительных цитокинов, хемокинов, интерферонов, оксида азота (NO), простагландинов, а также ряда трофических молекул [3, 4]. Таким образом развивается нейрометаболический каскад, лежащий в основе клинических проявлений травмы черепа. Возникают нарушения ионного баланса и нормального обмена веществ, требующие энергии для восстановления гомеостаза, но потребность в большем количестве энергии происходит на фоне снижения мозгового кровотока, вследствие чего возникает митохондриальная дисфункция, в результате дисбаланса предложения и спроса на энергию [4, 8, 9] и пока не восстановятся нормальные клеточные функции мозг находится в состоянии повышенной уязвимости, а повторное повреждение, до момента максимального восстановления, может привести к более значительным когнитивным нарушениям. Кроме того, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что контуженный мозг является менее чувствительным к физиологической нейронной активации [4]. Таким образом, вопрос о сроках недопуска спортсмена к продолжению спортивной деятельности после ЛЧМТ является ключевым не только для эффективного продолжения этой деятельности, но и для качества его дальнейшей жизни.