Актуальность темы. Согласно данным Росстата за 2020 г., потребление рыбы и рыбных продуктов на душу населения в России составляет 21,1 кг в год, что на 12,3 % ниже, чем физиологическая норма, рекомендуемая Институтом питания АМН России, составляющая 23,7 кг/год [6].
Соответствие нормам потребления рыбных товаров на душу населения отмечено в большинстве государств с хорошо развитой экономикой. Данный вопрос имеет особую значимость из-за того, что можно проследить прямую зависимость между уровнем ежегодного потребления рыбной продукции и средней продолжительностью жизни в стране. Например, в странах с традиционно высоким уровнем потребления рыбной продукции, таких как Норвегия, Китай или Япония [3].
Общее производство гидробионтов в нашей стране (суммарно вылов и выращивание) составило в 2020 г. около 5 млн т. Из них в аквакультуре производство достигло 328,6 тыс. т, показав 14 %-ное увеличение к 2019 г. В основном такие темпы роста обеспечены за счет увеличения выращивания лососевых видов рыб, которое с 2013 г. составило почти в 3 раза и превысило 116 тыс. т в 2020 г.
С позиций решения задач импортозамещения и обеспечения населения регионов высококачественной рыбной продукцией, развитие форелеводства в России является особо актуальным. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить проявление генетического потенциала продуктивности рыб, что возможно при полноценном их кормлении.
Питание является одной из наиболее важных функций для полноценного существования организма. Энергетические вещества, витамины и минералы в составе пищи обеспечивают жизнедеятельность организма, его рост, физиологическое развитие, отвечают за размножение. Нормальное функционирование организма невозможно без полноценного и сбалансированного питания [7].
В основе продуктивного индустриального рыбоводства лежит искусственная кормовая база. В развитии кормопроизводства для индустриальных рыбоводных хозяйств можно выделить этапы. Для первого этапа характерно копирование состава естественной пищи рыб [2, 9]. Этот подход приводит к необходимости включения в состав кормов форели большого количества рыбной муки, которая содержит все требуемые протеиногенные аминокислоты. Недостаточность аминокислот проявляется задержкой роста. Ранее количество выпускаемой рыбной муки хватало для удовлетворения потребности в белковой составляющей кормов. Сегодня, по мере роста потребности в рыбной муке при относительно стабильном объеме ее производства, стоимость муки постоянно растет, что влечет и рост стоимости комбикормов [8, 12]. При этом в структуре себестоимости корма занимают долю в 50–70 %. Добавлять в корма рыбную муку становиться невыгодно, при этом отмечается устойчивое снижение ее качества.