Экономический смысл коэффициента-дефлятора состоит в необходимости учета уровня инфляции для определения размера налоговых обязательств или ограничительных налоговых параметров.
Несмотря на фактическое использование коэффициента с 2004 г., его определение в первой части НК РФ появилось относительно недавно на основании положений Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ.
В соответствии с определением п. 2 ст. 11 НК РФ, коэффициентдефлятор – это коэффициент, рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора в предшествующем календарном году и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году [1].
Отражение данного определения именно в таком виде окончательно разрешило споры между налогоплательщиками и налоговыми органами о том, учитывает ли каждый последующий коэффициент изменения уровня потребительских цен за предыдущие годы и насколько оправдано последовательное перемножение коэффициентов при их использовании за ряд лет.
Коэффициенты-дефляторы устанавливаются Минэкономразвития России в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором эти коэффициенты устанавливаются.
На основании п. 2 Распоряжения Правительства России от 25.12.2002 № 1834-Р, их величина должна быть согласована с Минфином России.
Рассмотрим особенности применения коэффициента-дефлятора таких специальных налоговых режимах как упрощенная система налогообложения (УСН – гл. 26.2 НК РФ), для расчета НДФЛ (гл. 23 НК РФ), налога на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)
Упрощенная система налогообложения (УСН) является специальным налоговым режимом, который предназначен для поддержки малого бизнеса [4, 6].
В гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», коэффициент – дефлятор упоминается дважды.
Во-первых, для определения возможности перехода на данный режим. В п. 2 ст. 346.12 отмечается, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы без учета НДС, определяемые в соответствии со ст. 248 и 250 Налогового кодекса, не превысили 45 млн рублей [5].