В современной реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению медицинских услуг и решении задач медико-социальной помощи важная роль отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование. Данные специалисты составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Государственная программа развития сестринского дела предусматривает:
• развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи, совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;
• обеспечение качества сестринской помощи населению;
• совершенствование системы управления сестринскими службами;
• совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении;
• повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.
Основными направлениями инновационного процесса в сфере сестринской деятельности на настоящий момент являются:
• разработка и внедрение системы управления качеством сестринской помощи;
• внедрение новых сестринских технологий, разработка и внедрение стандартов качества оказания сестринской помощи;
• повышение культуры обслуживания пациентов;
• проведение научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности;
• подготовка кадрового состава;
• повышение профессионального уровня медицинских сестер.
Все больше медицинских сестер имеют высшее медицинское образование. Введены новые должности для специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело»: заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, заведующий отделением сестринского ухода, заведующий медико-социальным отделением, менеджер, медицинская сестра-координатор и другие. Сегодня медицинские сестры консультируют, обучают население само и взаимопомощи, здоровому образу жизни, уходу за пациентами. С развитием технических средств изменились формы и виды информационного обеспечения и коммуникаций. С распространением высшего сестринского образования появилась возможность самостоятельно проводить научные исследования, результаты которых специалисты сестринского дела в состоянии реализовать самостоятельно, а также возможность подготовки сестринских кадров силами самих медицинских сестер. Управлять качеством сестринской помощи, по мнению Дороти Холл, можно лишь тогда, когда деятельность сестер изучена, структурирована, нормирована, а значит, может быть оценена в соответствии со стандартом. Согласно требованиям Международного стандарта ISO 9001:2000 (разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 176 Менеджмент качества и обеспечение качества, Подкомитет ПК 2 Системы качества), высшее руководство ЛПУ должно обеспечить свидетельства принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством: