По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8 DOI:10.33920/nik-02-2105-06

Использование графических редакторов как средство развития творческих способностей обучающихся

Гаврилова Ольга Викторовна доцент кафедры прикладной информатики Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: gavrilova.ov@gmail.com, ORCID 0000-0002-2865-6066

В данной статье рассматривается очень известный и часто используемый прием осуществления человеком самых разных художественных проектов — коллаж, создаваемый информационными средствами. В статье говорится о применении коллажа для обучения в высшей школе с использованием графических, в частности растровых, редакторов. Графические редакторы, такие как Adobe Photoshop или GIMP, включены в рабочую программу дисциплины «Информатика и информационные технологии». Студенты получают возможность создавать графические изображения вне зависимости от полученного предварительного художественного образования. Введение темы «Создание коллажа средствами растрового редактора» привносит в информационные дисциплины творческий элемент, развивает ассоциативное мышление студента на уровне функционирования мозга. Растровые редакторы применяются, как правило, для редактирования изображения, а не для его создания. Поэтому подготовка к этим занятиям побуждает студентов к поиску нужного изобразительного материала в интернете. Для получения более личных изображений необходимо глубокое изучение приемов фотографирования. Также полезным бывает изучение истории фото- и киноколлажа, их текстуры и фактуры. Область применения коллажа самая разная. Это и психология, и обучение иностранным языкам, и, конечно же, изобразительное искусство. Рекламные плакаты, которые мы в большом количестве видим в СМИ и транспорте, — это тоже коллаж. В статье прослеживается история создания коллажа от древнеегипетской истории до современной рекламной продукции. Особенно интересно изучать время, когда коллаж стал осознанным приемом. Это огромный пласт авангардного искусства.

Литература:

1. Вермо А., Вермо О. Мэтры сюрреализма / Пер. с фр. — СПб.: Академ. проект, 1996. — 288 с.

2. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. — СПб.: Азбука — классика, 2005. — 320 с.

3. Диль Г. Пикассо. — М.: Слово, 1995. — 96 с.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. — Режим доступа: http://slovari.gramota.ru/

5. Коллаж // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров; Редкол. А.А. Гусев и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — с. 601.

6. Крысько Н., Нехорошева Г. Стильный коллаж: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. — М: АСТ-Пресс, 2007 г. — 128 с.

7. Прохоров А.А. Photoshop на примерах. Практика, практика и только практика. — СПб: Наука и Техника, 2018. — 272 c.

8. Семенюченко Н.В., Рыжкина И.Б. Коллаж как средство обучению иностранному языку — М.: Каро, 2016. — 240 с.

9. Фопель К.Ф. Создание команды. Психологические игры и упражнения. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.

10. Фуллер Д.М. Photoshop. Полное руководство. Официальная русская версия. — СПб: Наука и Техника, 2017. — 464 c.

11. Barnes R., Coomer M., Freedman C., Godfrey T., Grant S. The 20th-Century Art Book (Reprinted. ed.). — London: Phaidon Press, 1996. — 512 р.

12. New makers of modern culture / ed. by Justin Wintle. — London; New York: Routledge, 2007. — 858 р.

13. Greenberg C. Collage. — URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/collage.html

1. Vermo A., Vermo O. Metry syurrealizma / Per. s fr. — SPb.: Akadem. proyekt, 1996. — 288 s.

2. Vlasov V.G., Lukina N.YU. Avangardizm. Modernizm. Postmodernizm: Terminologicheskiy slovar'. — SPb.: Azbuka — klassika, 2005. — 320 s.

3. Dil' G. Pikasso. — M.: Slovo, 1995. — 96 s.

4. Yefremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy. — M.: Russkiy yazyk, 2000. — Rezhim dostupa: http://slovari.gramota.ru/

5. Kollazh // Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' / Gl. red. A.M. Prokhorov; Redkol. A.A. Gusev i dr. — M.: Sov. entsiklopediya, 1987. — s. 601.

6. Krys'ko N., Nekhorosheva G. Stil'nyy kollazh: Tekhnika. Priyemy. Izdeliya: Entsiklopediya. — M: AST-Press, 2007 g. — 128 s.

7. Prokhorov A.A. Photoshop na primerakh. Praktika, praktika i tol'ko praktika. — SPb: Nauka i Tekhnika, 2018. — 272 c.

8. Semenyuchenko N.V., Ryzhkina I.B. Kollazh kak sredstvo obucheniyu inostrannomu yazyku — M.: Karo, 2016. — 240 s.

9. Fopel' K.F. Sozdaniye komandy. Psikhologicheskiye igry i uprazhneniya. — M.: Genezis, 2003. — 400 s.

10. Fuller D.M. Photoshop. Polnoye rukovodstvo. Ofitsial'naya russkaya versiya. — SPb: Nauka i Tekhnika, 2017. — 464 c.

11. Barnes R., Coomer M., Freedman C., Godfrey T., Grant S. The 20th-Century Art Book (Reprinted. ed.). — London: Phaidon Press, 1996. — 512 r.

12. New makers of modern culture / ed. by Justin Wintle. — London; New York: Routledge, 2007. — 858 r.

13. Greenberg C. Collage. — URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/collage.html

Учебный процесс на любых ступенях ставит своей целью не только обучение, но и развитие эстетических качеств человека, всей личности в целом. Важным элементом, а также большой проблемой является внесение творческого элемента в процесс. При изучении информационных дисциплин эта проблема частично решается темой создания коллажа [4; 5; 13]. Коллаж можно создавать растровыми редакторами, например бесплатным редактором GIMP или Adobe Photoshop.

Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — это включение с помощью монтажа в изображение разных по стилю объектов для усиления идейно-эстетического воздействия. В энциклопедии «Мэтры сюрреализма» французских авторов Алена и Одетт Вермо коллаж определяется так: «Коллаж — композиция, исходные материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (например, текст и фотография)» [1].

Техника соединения любых гетерогенных элементов имеет длинную историю, уходящую в века [6]. Боги и мифические существа у многих народов представляют собой соединение частей тела человека с животными. Это греческие кентавр, Минотавр, гарпия и многие другие.

Ярким представителем средневекового коллажа является нидерландский художник Иероним Босх (ок. 1460–1516). Он соединял несоединимое. Но все это было символично и не случайно. Например, существо с головой совы и человеческим телом означает человека, идущего по пути ложных знаний, так как сова — это символ ереси, дьявольской мудрости. Сам Босх был как бы «социальным коллажем» — по происхождению и положению он оказался между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь.

Коллаж, так или иначе, применялся всегда. Во времена А.С. Пушкина девушки коротали долгие зимние вечера, составляя букеты из сухих листьев и цветов, которые затем наклеивали на картон. Но сам термин «коллаж» впервые был введен в обиход только в начале ХХ века. И если до ХХ века коллаж в искусстве использовался неосознанно, то теперь он стал уже осознанным техническим приемом. Во многом эта практика распространилась благодаря влиянию европейского авангарда и кинематографа 1910–1920-х гг. [2] Суть авангарда — это всегда новое мировоззрение. Поэтому авангардисты уделяли столь большое внимание проблеме конструирования пространства, где коллаж состоял из абстрактных изображений. Наиболее яркие и оригинальные решения этой проблемы предложили представители кубизма, дадаизма, а позже — поп-арта.

Для Цитирования:
Гаврилова Ольга Викторовна, Использование графических редакторов как средство развития творческих способностей обучающихся. Ученый совет. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: