Важным событием в военной истории стало создание на базе паротурбинных установок энергопоездов, которые помогли в оперативном обеспечении электроснабжения населения освобожденных территорий СССР в годы Великой Отечественной войны.
Восстановление разрушенных объектов началось в 1942 г., когда вражеское наступление было сломлено и Красная армия перешла в контратаку. Основной задачей стало возрождение освобожденных территорий: ввод промышленных предприятий, возвращение к нормальной жизни.
28 ноября 1942 г. Народный комиссариат электростанций СССР поручил Мосэнерго изготовить передвижные электростанции на железнодорожной платформе, используя демонтируемое, бывшее в работе оборудование.
Копия приказа
Приказ по управлению и предприятиям Мосэнерго № 218 от 11 декабря 1942 г.
В соответствии с приказом НКЭС от 28.11.42 г. ... по вопросу монтажа передвижных электрических станций на железнодорожном ходу приказываюю:
1. Начальнику конторы Мосэлектросетьстроя т. Снитовскому организовать на базе бывшей Фрунзенской ТЭЦ производство передвижных электрических станций, обеспечив выпуск двух электрических станций к 15 февраля 1943 г.
2. Директору ТЭЦ-9 Полякову произвести монтаж одной передвижной электрической станции, обеспечив выпуск ее к 15 января 1943 г.
3. Начальнику Проектно-конструкторского бюро Мосэнерго Филиппову М. Н. организовать бригаду по проектированию передвижных электрических станций, обеспечив разработку проектов к 20 декабря 1942 г.
Заместитель управляющего Мосэнерго Лобанов А. И. [1].
Проектирование энергопоездов было поручено Проектно-конструкторскому бюро Мосэнерго. Мощности этих поездов (от 500 до 1500 кВт) на первых порах было достаточно для обеспечения неотложных городских нужд. В качестве парогенератора использовался паровоз (обычно серии ФД). Турбогенератор и конденсатор к турбине монтировались на отдельных железнодорожных платформах, распределительное электрическое устройство со щитом управления и помещения для персонала размещались в двух крытых вагонах. Всего на сборку такого энергопоезда уходило от двух до четырех недель – в сравнении со сроком, необходимым для восстановления и ввода в эксплуатацию стационарной электростанции, выигрыш во времени был колоссальным.