Проблема выбора будущей профессии выпускником школы актуальна не только с позиции сложности выстраивания индивидуальной образовательной траектории, но и находится в плоскости социально-экономической модели образовательного поведения будущего студента. С одной стороны, очевидны нерешенные вопросы профессиональной ориентации школьников, противоречия и неясности в их самоопределении, необходимость выбора на этапе подготовки к ЕГЭ конкретного вуза из имеющихся альтернатив. С другой стороны — выбор профессии и ориентиров будущей карьеры становятся для вчерашнего школьника выбором доступного вуза. На этот выбор влияет ряд факторов, важнейшими из которых являются качество информационной и коммуникационной политики вуза, его ценовая и даже транспортная доступность для будущего студента. Сюда же относятся особенности образовательного процесса и дополнительные услуги, которые позволяют расширить спектр компетенций выпускника.
В условиях неблагоприятных вызовов внешней среды все чаще возникает ситуация, когда факт поступления вчерашнего школьника в тот или иной вуз есть результат выбора, совершенного в условиях неопределенности им самим и/или членами его семьи путем сравнения разных вариантов по параметрам, определяемым названными выше факторами.
Эта новая модель социализации молодых людей существенно отличается от традиционной, базировавшейся на «самоценности» образования. В ней также практически не осталось упоминаний о трудовых династиях. И мало кто из нынешних первокурсников вузов назовет в качестве причины поступления тот факт, что «с детства хотел стать менеджером». Добавим, что и большинства нынешних профессий в прошлом старшего поколения просто не было. Современное информационное пространство, в котором сосредоточены множественные проявления образовательных векторов и траекторий для молодого поколения, как может показаться на первый взгляд, сглаживает до исчезновения этапы карьеры и получения профессии, создавая иллюзию легкости, везения, эмоциональной окрашенности происходящего [1]. Между тем неравномерно, зачастую консервативно, чересчур масштабно или, напротив, узко и невыразительно, формируется медиамышление вуза. Представить себя достойно среди равных, донести до пользователей информацию так, чтобы модель выбора вуза абитуриентом стала завершенной — непростая задача. Какие вузы представлены в когорте выбора абитуриента, и является ли этот выбор вообще конкурентным? Сегодня стоит задача сформировать действенные инструменты информационного взаимодействия между вузом (или на уровне структурного подразделения университета — факультета, института) и школьниками. В конечном счете, индивидуализировать, усилить приемную кампанию. Успешность приемных кампаний — залог стабильности ресурсного обеспечения образовательной деятельности, а для «платных» факультетов — ресурс финансовой стабильности.