По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.242.2

Использование эмпирических методов при исследовании конкуренции в образовательной сфере

В.В. Бакаева д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Т.В. Красильникова канд. экон. наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

В статье показаны возможности интерпретации исследовательских данных, полученных методом опроса первокурсников, обучающихся по программам бакалавриата экономики, менеджмента, рекламы и связей с общественностью. Эти образовательные программы реализуются в г. Новосибирске несколькими вузами-конкурентами. В представленных в статье результатах отражены выводы, фокусированные с позиции рейтинга конкурентов по отношению к одному из вузов, реализующему названные образовательные программы бакалавриата. Фактором результативности использования эмпирических методов при исследовании конкуренции между вузами выступает их «продолжающаяся» траектория. В том числе необходимость углубленных оценок факторов и мотивов выбора вуза абитуриентами.

Литература:

1. Онипко А.А. Противоречия самоопределения современных школьников // Дискуссия. — 2011. — № 7 (15).

2. Ребрикова Н.В., Колесникова О.В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор // Молодой ученый. — 2017. — № 14 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch. ru/archive/148/41577.

3. Волошин А.В. Формирование механизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных услуг: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук / А.В. Волошин. — Красноярск: СФУ, 2017.

4. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.

Проблема выбора будущей профессии выпускником школы актуальна не только с позиции сложности выстраивания индивидуальной образовательной траектории, но и находится в плоскости социально-экономической модели образовательного поведения будущего студента. С одной стороны, очевидны нерешенные вопросы профессиональной ориентации школьников, противоречия и неясности в их самоопределении, необходимость выбора на этапе подготовки к ЕГЭ конкретного вуза из имеющихся альтернатив. С другой стороны — выбор профессии и ориентиров будущей карьеры становятся для вчерашнего школьника выбором доступного вуза. На этот выбор влияет ряд факторов, важнейшими из которых являются качество информационной и коммуникационной политики вуза, его ценовая и даже транспортная доступность для будущего студента. Сюда же относятся особенности образовательного процесса и дополнительные услуги, которые позволяют расширить спектр компетенций выпускника.

В условиях неблагоприятных вызовов внешней среды все чаще возникает ситуация, когда факт поступления вчерашнего школьника в тот или иной вуз есть результат выбора, совершенного в условиях неопределенности им самим и/или членами его семьи путем сравнения разных вариантов по параметрам, определяемым названными выше факторами.

Эта новая модель социализации молодых людей существенно отличается от традиционной, базировавшейся на «самоценности» образования. В ней также практически не осталось упоминаний о трудовых династиях. И мало кто из нынешних первокурсников вузов назовет в качестве причины поступления тот факт, что «с детства хотел стать менеджером». Добавим, что и большинства нынешних профессий в прошлом старшего поколения просто не было. Современное информационное пространство, в котором сосредоточены множественные проявления образовательных векторов и траекторий для молодого поколения, как может показаться на первый взгляд, сглаживает до исчезновения этапы карьеры и получения профессии, создавая иллюзию легкости, везения, эмоциональной окрашенности происходящего [1]. Между тем неравномерно, зачастую консервативно, чересчур масштабно или, напротив, узко и невыразительно, формируется медиамышление вуза. Представить себя достойно среди равных, донести до пользователей информацию так, чтобы модель выбора вуза абитуриентом стала завершенной — непростая задача. Какие вузы представлены в когорте выбора абитуриента, и является ли этот выбор вообще конкурентным? Сегодня стоит задача сформировать действенные инструменты информационного взаимодействия между вузом (или на уровне структурного подразделения университета — факультета, института) и школьниками. В конечном счете, индивидуализировать, усилить приемную кампанию. Успешность приемных кампаний — залог стабильности ресурсного обеспечения образовательной деятельности, а для «платных» факультетов — ресурс финансовой стабильности.

Для Цитирования:
В.В. Бакаева, Т.В. Красильникова, Использование эмпирических методов при исследовании конкуренции в образовательной сфере. Юрист ВУЗа. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: