По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 73 DOI:10.33920/nik-02-2009-06

Использование элементов актерского психотренинга в профессиональной подготовке тележурналиста

Савостьянов Александр Иванович профессор Института массмедиа, факультета журналистики, кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», д-р пед. наук, проф., заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, e-mail: kotova20082009@yandex.ru

Автор постулирует идею использования элементов актерского психотренинга в профессиональной подготовке тележурналистов. Предлагает большой дидактический материал по развитию внимания, воображения, памяти, фантазии, образного мышления. Статья содержит учебно-методические наработки, которые могут быть использованы в подготовке обучающихся по специальности «Актерское искусство», направлению «Журналистика».

Литература:

1. Савостьянов А.И. Интеграция элементов театральной педагогики в деятельность преподавателя системы дополнительного образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2018. — Т. 4. — № 3(16). — С. 93–98.

2. Савостьянов А.И. Использование элементов актерского психотренинга в профессиональной подготовке учителя начальных классов // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 40–47.

3. Савостьянов А.И. Основы актерского искусства: Учеб. пособие. — М.: ЭконИнформ, 2008. — 236 с.

4. Савостьянов А.И. Основы театральной педагогики в мастерстве учителя // Методист. — 2010. — № 6. — С. 33–37.

5. Савостьянов А.И. Театральная педагогика в мастерстве вожатого // Вожатый века. — 2010. — № 2. — С. 4–7.

6. Савостьянов А.И. Театральная психология. Психологические основы актерской и режиссерской профессии: Учеб. пособие. — М.: Экон-Информ, 2018. — 99 с.

7. Савостьянов А.И. Театральные технологии в реализации педагогического образования: теория и практика // Методист. — 2009. — № 5. — С. 42–47.

Как показывают результаты экспериментальных работ, большую роль в работе тележурналиста играет использование элементов актерского тренинга, взятых из арсенала театральной педагогики.

Среди многих видов тренинга самым важным К.С. Станиславский считал разработку и совершенствование психофизической техники актера, воспитание «послушных» психических навыков и умений, связанных с вниманием, воображением, фантазией, с мгновенно откликающейся эмоциональной памятью и т. д. [3].

Главным в обучении будущего тележурналиста считается не «разорвать» на отдельные тренировочные упражнения единый и неделимый тренировочный процесс: сегодня — тренировка внимания, завтра — воображения, — самый распространенный способ работы. В жизни «воображение» и «внимание» выступают не врозь, а заодно, да так, что одно без другого невозможно. Увидеть, что одно зависит от другого обучающемуся сложно, эту зависимость надо осознать. Часто даже грамотный, старательный, чуткий педагог не добивается нужного эффекта. Все на его занятиях верно, а студенты скучают. Конечно, учитель не затейник, он не обязан развлекать учеников, но он не имеет права быть скучным [2, c. 40–47]. Учитель должен быть «заразительным». Эмоциональная атмосфера цементирует учебный процесс.

Познание действенной природы поведения идет через чувство. Верность действию, чувство действия, заразительность гарантирует цельность педагогического процесса. Вернемся к условиям цельности и неделимости учебного процесса. Педагогическая воля, прежде всего, должна проявляться в последовательности каждого шага: в аудитории и вне её, в суждениях, требованиях, отношениях в большом и малом. И если педагог не последователен, ему не обеспечить целостный педагогический процесс. Найти связь, преемственность, зависимость отдельных частных задач тренинга, его направленность и означает обеспечить цельность и неделимость органического процесса [4, c. 33–37].

Основываясь на опыте применения актерской психотехники в подготовке будущего тележурналиста, нами была разработана система упражнений с целью формирования у будущих тележурналистов специфических умений, стимулирующих их дальнейшую творческую деятельность [1, c. 93–98].

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Использование элементов актерского психотренинга в профессиональной подготовке тележурналиста. Ученый совет. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: