Как показывают результаты экспериментальных работ, большую роль в работе тележурналиста играет использование элементов актерского тренинга, взятых из арсенала театральной педагогики.
Среди многих видов тренинга самым важным К.С. Станиславский считал разработку и совершенствование психофизической техники актера, воспитание «послушных» психических навыков и умений, связанных с вниманием, воображением, фантазией, с мгновенно откликающейся эмоциональной памятью и т. д. [3].
Главным в обучении будущего тележурналиста считается не «разорвать» на отдельные тренировочные упражнения единый и неделимый тренировочный процесс: сегодня — тренировка внимания, завтра — воображения, — самый распространенный способ работы. В жизни «воображение» и «внимание» выступают не врозь, а заодно, да так, что одно без другого невозможно. Увидеть, что одно зависит от другого обучающемуся сложно, эту зависимость надо осознать. Часто даже грамотный, старательный, чуткий педагог не добивается нужного эффекта. Все на его занятиях верно, а студенты скучают. Конечно, учитель не затейник, он не обязан развлекать учеников, но он не имеет права быть скучным [2, c. 40–47]. Учитель должен быть «заразительным». Эмоциональная атмосфера цементирует учебный процесс.
Познание действенной природы поведения идет через чувство. Верность действию, чувство действия, заразительность гарантирует цельность педагогического процесса. Вернемся к условиям цельности и неделимости учебного процесса. Педагогическая воля, прежде всего, должна проявляться в последовательности каждого шага: в аудитории и вне её, в суждениях, требованиях, отношениях в большом и малом. И если педагог не последователен, ему не обеспечить целостный педагогический процесс. Найти связь, преемственность, зависимость отдельных частных задач тренинга, его направленность и означает обеспечить цельность и неделимость органического процесса [4, c. 33–37].
Основываясь на опыте применения актерской психотехники в подготовке будущего тележурналиста, нами была разработана система упражнений с целью формирования у будущих тележурналистов специфических умений, стимулирующих их дальнейшую творческую деятельность [1, c. 93–98].