Земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].
При этом государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли правовые и экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д.
Как уже неоднократно отмечалось, совершенствованию системы исполнения полномочий в сфере охраны земель, в том числе осуществления надзорных (контрольных) функций за использованием земель в Российской Федерации законодателем уделяется на сегодняшний день особое внимание.
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в статью 71 Земельного Кодекса Российской Федерации [2], которые расширяют и детализируют полномочия государственных инспекторов, устанавливают особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, вводится новый инструмент – административное обследование объектов земельных отношений. Уточняются и детализируются понятия муниципального и общественного контроля.
Правительство прорабатывает реформу контрольных и надзорных органов исполнительной власти, в частности проект «дорожной карты» совершенствования контрольнонадзорной деятельности в РФ на 2016–2017 гг., а также методические рекомендации по повышению эффективности и результативности проверок, разработанный Минэкономразвития, на заседании Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы представил директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев. При этом «дорожная карта» включает 65 мероприятий по 7 направлениям: систематизация и актуализация обязательных требований, внедрение системы управления рисками при организации проверок, совершенствование форм контрольных мероприятий, внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, оптимизация контрольно-надзорной деятельности, обучение инспекторского состава, развитие информационных систем для межведомственного взаимодействия органов контроля и надзора [3].